На прошлой неделе УФНС России огласило итоги поступления налогов за 2008 год. Итоги столь плачевны, что и в столице, и в регионах принято решение срочно создать ситуационные центры. Главное направление их работы - мониторинг и анализ поступлений подоходного налога и ЕСН и "работа" с убыточными фирмами. А это значит, сезон охоты на фирмы-"однодневки" открыт.

Анализ, проведенный "РБГ" по свежим следам, показал, что в последнее время налоговые органы стали активно использовать систему КСНП (комплексные сведения о налогоплательщиках) для выявления потенциальных "однодневок". Налоговыми органами выработана определенная схема поведения в данной ситуации, поясняет Елена Шорина из аудиторской компании МКПЦН. Если раньше инспектора в ходе проверки выявляли подозрительных контр-агентов, то сейчас, когда они приходят в организацию, то уже знают, где искать. И делают запрос документов уже по конкретным контрагентам, ищут определенную организацию. Налоговики уверены, что данного контрагента в этой организации найдут и такое замечание по результатам налоговой проверки у них будет.

Как это им удается? Во-первых, у ФНС есть ресурс по адресам, являющимся адресами массовой регистрации. А это очень частый признак фирмы-"однодневки". Во-вторых, у инспекции есть сведения о физических лицах, являющихся массовыми директорами, массовыми учредителями. Исходя их этой информации налоговики формируют более конкретный запрос. Возможно, эти данные были выявлены в ходе проверки другой организации.

Чем грозит компании выявление среди ее контрагентов фирм-"однодневок"?

Если у организации найден неблагонадежный партнер, то это влечет взыскание недоимки по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, пени и штраф. Соответственно организации ничего не остается, как идти обжаловать решение сначала в вышестоящий налоговый орган, а потом в суд. Иногда это заканчивается и возбуждением уголовных дел, рассказывает Дмитрий Путилин, управляющий партнер компании Tax Group.

По его словам, работа налоговых органов по выявлению операций налогоплательщика с "однодневками" построена на сборе доказательств получения необоснованной налоговой выгоды. Эта работа проводится в основном при выездной проверке налогоплательщика, поскольку проверять саму "однодневку" смысла нет: все равно взыскивать с нее нечего. В целом в своей работе налоговики ориентируются на Постановление ВАС N 53 от 12.10.2006 года, отмечает эксперт.

С ним согласен Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит". "Практика в последние годы идет таким образом, что при выявлении у контрагента признаков "однодневки" налогоплательщику приходится доказывать свою добросовестность, хотя в законодательстве и провозглашен принцип презумпции невиновности налогоплательщика. В ходе доказывания добросовестности возникает необходимость продемонстрировать, что налогоплательщик действовал разумно, вступая в хозяйственные отношения с подобными компаниями". По его мнению, обычно факт работы с "однодневками" и выявляется в ходе налоговой проверки (реже передаются сведения из других инспекций или правоохранительных органов, например, когда "однодневка" работает с несколькими налогоплательщиками). Как правило, налоговики снимают все вычеты, связанные с "однодневками" (НДС, расходы по налогу на прибыль), или досчитывают дополнительные доходы. Защита заключается в том, что необходимо доказать разумность и добросовестность хозяйственных отношений.

При этом не следует думать, что среди компаний, погоревших на "однодневках", многие не предполагали, что их партнер ненадежен. "Как правило, о том, с кем компания имеет дело, она знает. Кроме того, в последнее время довольно значительное число фирм озаботилось внедрением процедур должной осмотрительности, с тем чтобы исключить хозяйственные отношения с "однодневками", - считает Дмитрий Путилин.

Другое дело, что налоговикам отнюдь не всегда удается доказать факт того, что сделки с "однодневкой" являются фиктивными и "однодневка" ввиду отсутствия персонала, складов, средств транспорта не могла осуществлять хозяйственные операции, которые оформлены у налого плательщика формально надлежащими документами. Собственно, вокруг оценки доказательств и идут споры в судах. "Однодневки" выявляются достаточно легко. Собрать доказательства получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды от операций с "однодневками" сложнее. Тем не менее использовать "однодневки" в хозяйственной практике в настоящее время опасно. Необходимо озаботиться внедрением процедур должной осмотрительности при выборе контрагентов, чтобы исключить хозяйственные операции с ними, советует Дмитрий Путилин.

Как именно следует действовать, чтобы проверить контрагента?

Во-первых, надо брать выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Сейчас эта услуга доступна даже через Интернет.

Во-вторых, запрашивать документы: свидетельство о государственной регистрации, устав, иные документы, связанные с хозяйственной деятельностью организации. Можно запросить бухгалтерский баланс с отметкой налоговых органов о принятии или рекомендации, подтверждающие деловую репутацию. Если речь идет о серьезном контракте - например, предприятие проводит глобальную реконструкцию задания, - возможно, стоит увидеть руководство, а не только рабочих, советует Елена Шорина. "Каждой организации, на мой взгляд, нужно разработать конкретный перечень того, что нужно для проявления должной степени осмотрительности. И при заключении сделки направлять этот список контр агенту. Если положить на одну чашу весов желание сэкономить время и деньги, а на другую - возможные последствия, то, наверное, лучше, если потенциальный контр агент откажется выполнить просьбу и ответить на ваши вопросы, вообще с ним не работать".