ФНС обновила свои инструкции о проведении контрольных мероприятий в сфере ККТ
© anekdotov.net

В целом, несмотря на поправки в постановление о моратории, для подконтрольных лиц перспективы проверки и наказания остались прежними.

ФНС в очередной раз рассказала об организации и проведении контрольных мероприятий за применением контрольно-кассовой техники в 2023 году.

Прошлогодним постановлением 336, которым был введен мораторий на проверки, и в которое в марте этого года постановлением 372 правительство внесло ряд изменений, предусматривается возможность проведения в 2023 году внеплановой документарной проверки. Для этого необходимо решение руководителя (замруководителя) ФНС России. Также допускается проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования. Если при этом выявлены нарушения, то незамедлительно проводится контрольная закупка.

Поскольку последние исчерпывающие инструкции о контроле ФНС давала в феврале, то есть – до внесения изменений в постановление 336, теперь настал тот день, когда эти инструкции обновлены с учетом нового регулирования.

Обращения граждан и организаций

Что касается информации о нарушениях, поступающей в налоговые органы из обращений граждан или организаций, то ФНС по-прежнему ссылается на свое прошлогоднее письмо и напоминает, что по общему правилу тут основной критерий – быть проверке или не быть – вред охраняемым законом ценностям (это установлено законом о госконтроле/надзоре). Причем, если проверке и быть, то только после снятия моратория, и если не истек срок давности.

Что относится к охраняемым законом ценностям, ФНС по-прежнему не расшифровывает, то есть – гадайте сами. Когда мы в прошлом году разбирали упомянутое письмо, то нашли список этих ценностей в документе под названием "Базовая модель определения критериев и категорий риска", который утвержден каким-то протоколом, то есть – не законом и даже не подзаконным актом. Ценностей таких немного, перечень закрытый, хотя раньше (до моратория), вроде как срабатывали обращения, например, об обычных небольших задержках выдачи чеков и так далее.

Вышесказанное – для большинства. Но есть и те, к кому особое отношение. В частности, ФНС повторяет написанное в письме от февраля этого года: по итогам рассмотрения подтвержденных сведений о нарушении требований, установленных законодательством о ККТ (то есть – здесь о вреде упомянутым ценностям речи не идет), полученных из поступивших обращений, запрос на проверку может быть направлен на рассмотрение руководству ФНС России при одновременном наличии следующих критериев:

  • сведения, содержащиеся в поступивших заявлениях граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ общепитом или торговыми сетями (сетями объектов по оказанию услуг);
  • есть конкретные данные, позволяющие за что-то "зацепиться" при назначении штрафа (например, место, дата и время совершения и событие нарушения, другие данные).

То есть, в этих сферах при данных условиях внеплановые документарные проверки по обращениям возможны в том числе и во время моратория, подтвердила ФНС в новом письме.

Жертвы наблюдений

Опять же, как и в февральском письме, ФНС называет еще один вариант нарваться на проверку во время моратория – если нарушения закона о ККТ выявлены в результате наблюдения. Здесь вред охраняемым законом ценностям не обязателен. При наблюдении налоговики могут черпать информацию из любых источников – из общедоступных, от любых подконтрольных лиц, от госорганов и так далее. И – отобрать кандидатов на проверку. Затем инспектор может, опять же, запросить "добро" на каждую проверку от руководства ФНС РФ, но для этого надо, чтобы совпали такие условия:

  • сфера деятельности нарушителя – общепит или сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
  • отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется;
  • налогоплательщик ранее привлечен к ответственности за ККТ, в том числе – в виде предупреждения, или получил предостережение, но не исполнил его;
  • есть данные о событии нарушения (например, место, дата и время совершения и событие правонарушения, другие данные).

Есть и еще одно потенциальное основание для проверки: результат наблюдения показал случаи расчетов без применения ККТ на сумму более 1 млн рублей. Как и выше, речь идет о внеплановой документарной проверке.

Обследование на выезде

Не поменялись предыдущие инструкции и о проведении выездного обследования. Это не проверка, коснуться может любого субъекта. Но есть те, кто конкретно под прицелом – ФНС поручила таких изучить:

  • у кого нет зарегистрированной ККТ или она не применяется, когда надо, или же – нарушается порядок и условия регистрации и применения ККТ;
  • ранее привлекались, в том числе получали предупреждения или предостережения, но это не подействовало;
  • по истечении срока, предложенного для исправления нарушения и указанного в предостережении, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.

Обследование возможно также с подачи руководства инспекции и даже просто уполномоченного должностного лица. Тут задеть может кого угодно.

Нарушение, выявленное при обследовании, может привести к контрольной закупке. Таковая может привести к протоколу, и, соответственно, штрафу. Для этого не нужно мероприятия, которое называется словом "проверка". Разница в том, что проверка могла бы охватить какой-то период, а штраф по итогам закупки выписывается на один конкретный момент. Но расслабляться все равно не стоит: почему – написано ниже.

По решению и согласованию

По-прежнему документарная проверка возможна также по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой. Каких-либо иных ограничений – например, по сфере деятельности – ФНС тут не называет (письмо от 05.05.2023 N Д-5-20/32@).

В общем-то, если факты нарушения при обследовании и закупке выявлены, то согласование вряд ли будет проходить со скрипом. Так что, если нарушитель попал в поле зрения, то весьма вероятно, что от него так просто не отстанут.