Организация вернула излишне возмещенный налог в тот же день, однако налоговая умудрилась насчитать проценты за 4,5 месяца – пока камералила уточненку и выносила решение. Адекватного решения фирма добилась только в кассации.

3 декабря организация сдала декларацию по НДС за 3 квартал и одновременно – заявление о возврате НДС в заявительном порядке. К возмещению было заявлено 128 млн рублей.

Ошибочка вышла

В тот же день бухгалтерия обнаружила, что часть счетов-фактур была включена в данную декларацию излишне. Так что возмещать надо было на 6,6 млн рублей меньше. В тот же день – то есть, 3 декабря – организация подала уточненку, исключив из декларации лишние входящие счета фактуры.

Возмещенный налог в первоначальной сумме 128 млн поступил на расчетный счет организации 14 декабря, и в тот же день организация вернула в бюджет 6,6 млн. В платежке в графе «назначение платежа» было указано: "возврат возмещения по НДС за 3 квартал 2018 года" – то есть, перечисление было вполне понятным.

Налогоплательщик полагал, что пользовался бюджетными деньгами неправомерно только в течении одного дня, поэтому проценты налоговики должны были начислить именно за один день в сумме 2,7 тысяч рублей (согласно пункту 17 статьи 176.1 НК проценты начисляются по двукратной ставке рефинансирования).

Дольше века длится день

Тем не менее, доблестные сотрудники фискальных органов умудрились насчитать процентов аж за 4,5 месяца – в сумме 388 тысяч.

Налоговая решила, что возврат 6,6 млн на фоне первоначально поданной декларации образовал переплату, зачесть которую налоговики могли, только когда закончат камералить уточненную декларацию. Делать это они не спешили – закончили камералку, как водится, в конце срока, а с вынесением решения повременили еще почти два месяца – оно было готово только 30 апреля.

ИФНС решила, что налогоплательщик пользовался излишне возмещенными деньгами в течение всего этого времени – до того момента, как был произведен зачет возврата. Организация обратилась в суд (дело № А03-16385/2019), но в первых двух инстанциях ей не повезло – судьи согласились с доводами налоговиков.

Адекватные судьи ещё существуют

Однако в кассации справедливость восторжествовала: суд указал, что, во-первых, все неясности в том случае, если какие-то обстоятельства не урегулированы НК, должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Во-вторых, обязанность налогоплательщика по уплате процентов не должна ставиться в зависимость от каких-либо формальных действий налоговиков.

Суд согласился с тем, что фактическим периодом использования излишне возмещенных денег был один день, так что решение налоговиков и судов первой и второй инстанций было отменено. В силе оставлены проценты за пользование деньгами в течение одного дня, как того и требовал истец (Ф04-3269/2020).

На случай возникновения вопросов отметим, что в судебных решениях в ряде случаев допущена опечатка в дате подачи уточненки – неверно указан год. Восстановить правильный помогла логика – решение по уточненке не могли вынести раньше, чем она подана, а именно к дате этого решения и привязаны все расчеты.

Напомним, мы недавно рассказали, как в отношении другой фирмы, для которой затянутая камералка на "ровном месте" привела к пеням, справедливость восстановил только ВС.