Фирма, ставшая невольным альтруистом – благодаря ей в НК смягчены условия наказаний за НДФЛ – в конечном итоге не смогла добиться отмены штрафа для себя.

Недавно закончилось судебное дело, уходящее корнями аж в 2012 год: тогда организация переходила на 1С-8, и в течение какого-то периода пользовалась двумя программами, одна из которых некорректно выгружала данные в другую. В итоге допускались систематические недоплаты в бюджет по удержанному НДФЛ. Налоговая при выездной проверке выписала штраф, и фирма вступила на путь судебных споров, оказавшийся для нее очень долгим.

Когда сняли шелуху...

Первый круг разбирательств показал, что условием для освобождения от штрафа могла бы быть не только самостоятельная доплата налога с пенями, но еще и подача уточненки – именно такое условие, прописанное в пункте 4 статьи 81 НК, применили суды. Для фирмы забрезжила надежда оспорить нормы НК, что привело ее в КС.

КС указал, что добросовестные налогоплательщики, которые доплачивают недоимки до того, как это заметил налоговый орган, не должны ущемляться по сравнению со злостными неплательщиками. А условие об обязательности уточненки как раз создает предпосылки для такого ущемления. Ведь в уточненке необходимости не было – тогда существовала лишь 2-НДФЛ, которая сдается по итогу года, применительно к фирме – когда уже все было исправлено.

Выводы КС легли в основу поправок, внесенных в НК законом от 27 декабря 2018 г. N 546-ФЗ. В статье 123 НК появились новые условия освобождения от отвественности – адекватный поданный вовремя налоговый расчет и доплата недоимок с пенями раньше, чем "недостачу" заметили налоговики.

... поводов для слез меньше не стало

Дело же самой фирмы КС направил на пересмотр (разбираться в конкретных обстоятельствах – "не царское дело"). Арбитражные суды, очистив свой взгляд от несправедливых норм, все же не увидели причин отменить штраф.

Ведь замена ПО происходила в течение почти полугода. И каждый раз, из месяца в месяц, фирма обнаруживала недоплату НДФЛ после выгрузки данных. И в каждом следующем месяце ничего не делала для того, чтобы не повторить ошибку. К тому же, работникам выплачивалась "правильная" зарплата, значит, сведения об НДФЛ имелись уже на момент его первоначального перечисления.

Так что налоговый агент не признан добросовестным. ВС согласился с этими выводами (определение 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015), на этом история окончена.