ИФНС нашла "отмазку" среди норм статьи 176 НК, однако суды указали на неверное понимание закона.

Организация подала декларацию с суммой НДС (22,7 млн) к возмещению. Однако налоговая при проверке решила, что этого делать не надо, и, наоборот, доначислила полторы сотни тысяч рублей НДС к уплате. Правда, обошлось без штрафа. Но организация все равно направилась в суд, где отстояла свое право на вычеты. Исполняя судебное решение, ИФНС перечислила фирме спорные 22,7 млн "под расчет", без процентов.

Компания направила пару писем в налоговую, так как за время, пока она защищала свои интересы, у нее возникло право получить более 2 млн рублей процентами. Но налоговики с этой суммой расставаться не хотели, и в выплате процентов отказали.

Тогда фирма снова направилась в суд (дело № А76-6861/2019). Там ИФНС обосновала свою позицию: есть норма, прямо запрещающая выплату процентов в том случае, когда от налогоплательщика не поступило заявление на возврат налога до момента вынесения решения о возврате. Это пункт 11.1 статьи 176 НК, посвященной порядку возмещения НДС. Там указано: без упомянутого заявления не применяются пункты 7-11 этой статьи. А среди них "затесался" и пункт 10 о начислении процентов.

Однако суды решили, что такой аргумент ИФНС основан на неправильном толковании норм права. Согласно пункту 10 статьи 176 НК возможность начисления процентов не ставится в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган о возврате налога, написал суд апелляционной инстанции.

Кассация с этим полностью согласилась: незаконный несвоевременный возврат налога влечет выплату процентов за период, начиная с 12-го дня после завершения камеральной проверки (постановление Ф09-8283/2019).