Такие вычеты недавно разрешил КС, указав при этом на некоторые ограничения. ФНС разъяснила, как определить заведомую недобросовестность в действия банкрота и его покупателя.

В конце прошлого года КС позволил заявлять вычеты НДС по счету-фактуре, выставленному банкротом, но не все. В НК должны быть внесены изменения, устраняющие неопределенность. Пока их нет, КС предложил временный порядок, допустив "разрывы" по НДС при определенных условиях (постановление от 19.12.2019 № 41-П).

ФНС выпустила письмо, в котором рассказала, как именно налоговикам применять рекомендации КС.

Основанием для принятия покупателем к вычету налога по конкретной операции является счет-фактура, правомерно выставляемый продавцом. Ранее КС высказывался, что считает допустимым выставление счета-фактуры в том числе в тех случаях, когда продавец не является плательщиком НДС или освобожден от него по статье 145 НК, или операции освобождены от НДС.

Однако, что касается ситуации с банкротом, то в постановлении 41-П КС указал, что, если операции не признаются объектами налогообложения НДС (пункт 2 статьи 146 НК РФ), выставление продавцом счета-фактуры недопустимо. Данное утверждение применимо к имуществу должника, реализуемому в конкурсном производстве с торгов.

Пока не внесены изменения в НК, нормы НК о "банкротном" НДС не применяются в том истолковании, которое исключало бы вычет НДС у налогоплательщиков, которым была предъявлена сумма этого налога в цене продукции, произведенной банкротом в процессе текущей хоздеятельности.

КС не опровергает неправомерность выставления счета-фактуры с НДС, но допускает предоставлять покупателям право на вычет с учетом ограничений. В частности, вычета не будет, если установлено, что сумма НДС, учтенная в цене продукции, при объеме и структуре долгов банкрота заведомо не могла быть уплачена в бюджет.

Основным признаком того, что сумма НДС может быть не уплачена в бюджет, является ведение должником убыточной деятельности, о чем говорят:

  • наличие текущей задолженности по НДС и/или иным обязательным платежам;
  • продолжение деятельности в условиях, когда временный управляющий сделал вывод, что конкретный вид деятельности или выпуск продукции определенного вида нецелесообразен, безубыточная деятельность невозможна;
  • в декларации по налогу на прибыль за период, предшествующий введению конкурсного производства, отражен убыток от реализации;
  • изменение состава покупателей либо появление новых после открытия конкурсного производства, введение в цепочку поставщиков (покупателей) компаний (зачастую вновь созданных), реализующих сырье и материалы (покупающих готовую продукцию) по ценам, отличающимся в худшую для должника сторону;
  • введение посредников в цепочку приобретения либо продажи;
  • работа на давальческом сырье;
  • в письме приведен также ряд других признаков.

Вместе с тем, само по себе ведение убыточной деятельности не является достаточным доказательством того, что суммы НДС в бюджет не поступят. ФНС в этой связи привела признаки, которые говорят о заведомой беспреспективности поступления в бюджет НДС, а также – о признаках, которые могут говорить об осведомленности покупателя об этом.

Также ФНС отметила, что решение об отказе от вычете налоговые органы принять не вправе, если в ходе дела о банкротстве они не приняли меры к прекращению банкротом деятельности, в процессе которой производится продукция, по которой заявлен вычет (письмо от 28 января 2020 г. № КЧ-4-18/1198@).