ИП посчитал, что с него незаконно списали пени, и отправился в суд. Суды его подержали, но лишь частично – причинение морального и имущественного вреда ему доказать не удалось, в том числе, в ВС.

ИНФС требовала от ИП С. уплатить пени по страхвзносам в виде фиксированного платежа в ПФ в сумме 2,7 тысяч рублей. Поскольку С. этого не сделал, с его счетов принудительно списали 12 тысяч рублей (пени + проценты за их неуплату).  

ИП отправился в суд, считая решения и действия налоговиков незаконными. Он требовал обязать их возвратить излишне взысканные пени (12 тысяч), а также – возместить имущественный вред (48 тысяч), моральный вред (50 тысяч) и судебные издержки (150 тысяч рублей). С. напирал на то, что судебные разбирательства отвлекали его от предпринимательской деятельности, что привело к дополнительным расходам и недополученной прибыли. Также ИП утверждал, что действия налоговиков принесли ему моральные страдания: ложная информация о неуплате страхвзносов повредила его деловой репутации. 

Деньги вернулись

Суды двух инстанций частично удовлетворили его требования (решения по делу № А19-12125/2018). Решение налоговиков о взыскании денег было признано незаконным.

В случае неуплаты налога в срок требование должно содержать сведения, которые позволят налогоплательщику установить размер недоимки, на которую начислены пени, основания ее возникновения, а также правильность начисления пеней и период начисления.

В требованиях, выставленных бизнесмену С., было не всё из необходимого. Отсутствовала ссылка на документы, свидетельствующие о недоимке по страхвзносам, на которую начислены пени, расчёт пени к требованию не был приложен. А указанная в требовании недоимка не совпадала с той, что фигурирует в расчёте ИФНС.

Суды сделали вывод: у ИП не было возможности определить, на какую задолженность начислены пени, а также – проверить правильность начисления и обоснованность суммы. Суды обязали вернуть ИП 12 тысяч, а также компенсировать госпошлину (830 рублей) и судебные издержки (17 тысяч рублей).

Морального вреда нет

В удовлетворении остальной части требований – то есть, в возмещении имущественного и морального вреда – ИП отказали. Суду не хватило доказательств того, что заявленные С. убытки из-за участия в судебных разбирательствах связаны с обжалуемыми решениями и действиями налоговиков. 

В части морального вреда суды отметили, что справка из больницы о том, что С. состоит на диспансерном учете, не подтверждает, что его заболевания вызваны действиями налоговиков. Также они не распространяли об ИП негативной информации: сведения о задолженности фигурировали в рамках служебной деятельности налоговиков и банка, без доступа к ним третьих лиц.

К тому же, законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность возмещения налогоплательщику морального вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием налоговых органов. 

Кассация не помогла 

Кассационная инстанция, куда пожаловался ИП, лишь немного скорректировала решения судов (Ф02-2449/2019): "повысила" сумму судебных издержек на 2 тысячи рублей и обязала вернуть ИП излишне уплаченную госпошлину в 7 тысяч. В остальном решения судов остались без изменений.

В передаче кассационной жалобы в ВС было отказано (определение ВС от 21.10.2019 № 302-ЭС19-18401).