Минфин разъяснил, что не всякое исключение из ЕГРЮЛ эквивалентно ликвидации.

Исключение из ЕГРЮЛ в большинстве случаев приравнивается к ликвидации юрлица, но – не всегда. Минфин разъяснил, в каких случаях какая квалификация применяется, и, соответственно, когда можно для целей налогообложения прибыли считать безнадежным долг юрлица, исключенного из ЕГРЮЛ, а когда – нет.

В общем случае ликвидация считается завершенной, а юрлицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ. Датой признания задолженности перед налогоплательщиком безнадежной будет признаваться дата внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

Но не все "почившие" юрлица ликвидируются по доброй воле: регистрирующий орган вправе принять решение об исключении организации из ЕГРЮЛ в определенных случаях. Во-первых, это касается недействующих юрлиц. Исключение такого из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные для ликвидированных юрлиц. Соответственно, в этом случае кредитор вправе включить в расходы задолженность такого лица как убыток в виде безнадежного долга по основанию ликвидации.

Во-вторых, пункт 5 статьи 21.1 закона N 129-ФЗ позволяет регистрирующему органу вычеркнуть из ЕГРЮЛ организацию по таким основаниям:

  • невозможность ликвидации ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для ликвидации, в том числе, если эти расходы не взыскать с учредителей (участников);
  • более 6 месяцев в ЕГРЮЛ висит запись о недостоверности сведений.

Юрлица, которых убрали из ЕГРЮЛ по этим причинам, закон не относит к недействующим, и такое исключение из ЕГРЮЛ не приравнивается к ликвидации. Следовательно, задолженность такого должника не может быть признана безнадежной (письмо № 03-03-06/1/81781 от 24.10.2019).