ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 16.07.2015 № 03-01-10/41039

Вопрос: О предложениях по обеспечению возврата документов, представляемых при госрегистрации, и госпошлины в случае отказа в госрегистрации юрлиц и ИП, а также по отмене подтверждения подлинности подписи заявителя на заявлении о госрегистрации в нотариальном порядке; об обжаловании решения об отказе в госрегистрации.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с ФНС России рассмотрел обращение ООО и сообщает следующее.

В обращении изложены предложения по внесению изменений в приказ ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - приказ ФНС России) в части обеспечения возврата документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации, и государственной пошлины в случае отказа в государственной регистрации, а также в части отмены обязательности подтверждения подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации в нотариальном порядке.

Вместе с тем предлагаемые изменения не могут быть внесены в вышеуказанный приказ ФНС России, поскольку не соответствуют следующим положениям Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) и Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).1.

В части учета и хранения документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации.Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ документы, представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, Федеральным законом № 129-ФЗ не предусмотрен возврат документов, представленных при государственной регистрации, в том числе в случаях, если по результатам рассмотрения указанных документов принято решение об отказе в государственной регистрации.

Все представленные при государственной регистрации документы подлежат учету и хранению ФНС России и ее территориальными органами в порядке, установленном приказом Минфина России от 31 января 2013 года № 15н "Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы".2. В части возврата уплаченной государственной пошлины.

Статьей 3 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что за государственную регистрацию юридических лиц уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.Оплаченная государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 333.40 Кодекса. При этом возврат государственной пошлины при отказе в государственной регистрации юридического лица указанными положениями Кодекса не предусмотрен.

Правомерность изложенной позиции подтверждается судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 мая 2012 года № ВАС-5062/12).Кроме того, такая позиция по рассматриваемому вопросу соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23 мая 2013 года № 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Встреча".3. В части подтверждения подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации в нотариальном порядке.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 129-ФЗ необходимое для государственной регистрации заявление (уведомление, сообщение) удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При этом свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на вышеуказанных заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случаях, предусмотренных пунктом 1.2 указанной статьи (в частности, в случаях представления документов при государственной регистрации создаваемого юридического лица непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность).

Одновременно обращаем внимание, что утвержденные приказом ФНС России формы заявлений (уведомлений, сообщений), представляемых в регистрирующий орган, являются машинно-ориентированными и предназначены для внесения подлежащих отражению в соответствующем государственном реестре сведений, указанных в представленном при регистрации заявлении (уведомлении, сообщении), с использованием технических средств, в том числе с применением технологии сканирования.

В связи с чем Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденными приказом ФНС России, установлены требования к печати знаков при заполнении формы с использованием программного обеспечения, а также к написанию букв, цифр и символов при заполнении формы.

Необходимо также отметить, что обжалование решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации осуществляется в порядке, установленном главой VIII.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

В соответствии с положениями указанной главы решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган. При этом решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 129-ФЗ, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган (статья 25.2 указанного Федерального закона).

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.Трунин