Российская компания, которая по договору транспортной экспедиции организует перевозку товаров от российского порта до пункта назначения на территории РФ, должна исчислить НДС по ставке 18%. Полагаем, это разъяснение Минфина не касается железнодорожных перевозок.

Принимая во внимание позицию Пленума ВАС РФ, считаем, что письмом ведомства можно не руководствоваться, когда транспортно-экспедиционные услуги предоставляются в отношении предметов международной перевозки. В такой ситуации допустимо применять нулевую ставку. Минфин и ФНС с подходом суда соглашались.

Вопрос: ООО оказывает заказчику услуги по организации перевозки грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции с привлечением третьих лиц по маршруту: порт Санкт-Петербурга - территория РФ.

Фактический исполнитель перевозки, с которым у ООО заключен договор, забирает растаможенный груз в порту Санкт-Петербурга, оформляет транспортную накладную и везет груз по адресу, указанному заказчиком, на территории РФ.

При этом у фактического исполнителя перевозки отсутствует транспортный документ (коносамент), подтверждающий ввоз товара на территорию РФ, в связи с тем что он данную перевозку не осуществлял.

Начальный пункт отправления данных грузов находится вне территории РФ (Япония). Для перевозки из Японии до порта Санкт-Петербурга заказчик привлекает стороннего перевозчика.

На основании п. 2.1 ст. 164 НК РФ транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции, при организации международной перевозки облагаются по ставке 0%.

При этом в абз. 7 п. 2.1 ст. 164 НК РФ сказано, что ставка 0% применяется при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации. Других видов транспорта не поименовано.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, указанные в п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 оказание услуг, предусмотренных п. 2.1 ст. 164 НК РФ, несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению ставки НДС 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров, на отдельных этапах перевозки.

По какой ставке облагается оказание транспортно-экспедиционных услуг с использованием автомобильного транспорта от места прибытия товаров на территорию РФ до пункта назначения на территории РФ при условии, что перевозимый груз ввезен из-за рубежа?

В случае если вышеуказанная перевозка облагается по ставке 0%, какой документ должен быть представлен в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%? Является ли коносамент, выпущенный сторонним перевозчиком в адрес заказчика, надлежащим документом, подтверждающим обоснованность применения налоговой ставки 0%?

Вправе ли ООО применить вычет по НДС по транспортно-экспедиционным услугам, оказанным фактическим перевозчиком (прочие условия, предусмотренные НК РФ, соблюдены) по маршруту от места прибытия товаров на территорию РФ до пункта назначения на территории РФ, если фактический перевозчик применил ставку 18% в связи с отсутствием документа, подтверждающего ввоз товара на территорию РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 июля 2016 г. N 03-07-11/38969

В связи с письмом по вопросам определения ставки налога на добавленную стоимость и принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного по транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым при организации перевозки товаров из российского порта до пункта назначения, находящегося на территории Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, услуги, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки товаров из российского порта до пункта назначения, также находящегося на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленного по транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым при организации перевозки товаров из российского порта до пункта назначения, находящегося на территории Российской Федерации, принимаются к вычету при соблюдении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

А.С.КИЗИМОВ