ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ

ОТ 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183

Вопрос:

Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество), руководствуясь пп.2 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит дать разъяснение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении нижеследующего.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности Общество на основании принятого локального нормативного акта Общества осуществляет компенсацию расходов по оплате услуг такси работникам Общества, направляемым в служебные командировки. При этом в некоторых случаях по окончании поездки организация, оказывающая командированному сотруднику Общества услуги такси, в качестве документа, подтверждающего факт оказания услуги и ее оплаты, направляет на электронную почту данного сотрудника квитанцию в электронном формате, которая содержит следующую информацию: 1) наименование "Квитанция", 2) номер, дата, время составления Квитанции, 3) данные, позволяющие идентифицировать организацию-перевозчика (в том числе наименование и организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, ИНН, ОГРН), 4) стоимость пользования легковым такси, 5) начальный и конечный пункты маршрута, 6) длительность и расстояние маршрута, 7) имя и фамилия заказчика услуги такси - командированного сотрудника, 8) детали платежа (в том числе сумма платежа, последние числа банковской карты) (далее - Квитанция).

Таким образом, данный электронный документ содержит информацию, подтверждающую факт оказания услуг по перевозке. Вместе с тем, возможность использования электронных форм документов при оказании услуг такси в настоящее время законодательно не закреплена и установлена Министерством транспорта РФ только в отношении железнодорожных перевозок и перевозок воздушным транспортом. При этом электронная квитанция, направляемая организацией-перевозчиком по электронной почте, не содержит таких реквизитов как подпись (электронная подпись) уполномоченного лица организации-перевозчика, а также номер и серия документа.

Приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2012 № 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте", от 08.11.2006 № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации".

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Как указывают судебные органы, НК РФ не содержит списка обязательных документов, которыми можно подтвердить понесенные налогоплательщиком расходы, а положения п.1 ст.252 НК РФ позволяют признать документально подтвержденными даже те затраты, которые подтверждены только косвенными документами. При этом, по мнению судебных органов, перечень таких документов в НК РФ также не ограничен.

См., например, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2011 года по делу № А41-16255/10, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 по делу № А40-113196/09-20-925.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что в общем случае возможность признания расходов на оплату услуг такси в командировке для целей налогообложения в составе расходов на командировки (пп.12 п.1 ст.264 НК РФ) подтверждается сложившейся правоприменительной практикой и, в том числе, письмами Минфина России, просим вас разъяснить, правильно ли мы понимаем, что Общество вправе учитывать для целей налогообложения прибыли затраты на оплату услуг такси работникам Общества, находящимся в служебной командировке, на основании Квитанции в электронном формате, полученной по электронной почте.

Письма Минфина России от 14 июня 2013 года № 03-03-06/1/22223, от 11 июля 2012 года № 03-03-07/33, от 8 ноября 2011 года № 03-03-06/1/720, от 4 октября 2011 года № 03-03-06/1/621, от 27 августа 2009 года № 03-03-06/2/162, от 31 июля 2009 года № 03-03-06/1/505, от 22 мая 2009 года № 03-03-06/1/339, УФНС России по г.Москве от 29 ноября 2010 года № 20-15/124949, от 30 декабря 2009 года № 16-15/139297, от 6 августа 2009 года № 16-15/080978.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы организации на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

На основании подпункта 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета.

Следовательно, расходы на командировки учитываются на основании утвержденного в установленном порядке авансового отчета и иных документов, свидетельствующих о фактически осуществленных затратах и подтверждающих фактический срок пребывания работника в служебной командировке, оформленных в соответствии с критериями статьи 252 НК РФ.

В силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Пунктом 5.1 постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" установлено, что документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила).

Согласно пункту 111 Правил в подтверждение оплаты пользования легковым такси выдается кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении № 5 Правил. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

Таким образом, водитель легкового такси обязан выдать пассажиру по окончании поездки либо кассовый чек, отпечатанный контрольно-кассовой техникой, либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности, которая должна содержать установленные реквизиты. Отказ от выдачи подтверждающих оказанную услугу документов, влечет административную ответственность, установленную частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Учитывая изложенное, расходы работника в командировке на проезд в такси могут быть учтены организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией в случае оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности.

Заместитель директора Департамента

Р.А.Саакян