Минфин разъяснил, что организация должна принять все возможные меры по идентификации физлица, получившего от нее доход, в том числе направить соответствующий запрос в налоговый орган. Если ИНН не указан в справке 2-НДФЛ, поскольку он отсутствует, то нарушений нет.

Считаем, ведомство налагает на компании обязанность, не предусмотренную нормативными правовыми актами. ФНС отмечала: отчетность, в которой не указан ИНН, все равно примут. Такой вывод отражен и в разъяснении Минфина. В обоих случаях не уточняется, почему поле не было заполнено.

Во избежание споров с проверяющими, полагаем, следует воспользоваться сервисом "Узнай чужой ИНН" на сайте ФНС и попытаться с его помощью выяснить ИНН работников. Если данные не найдены в базе, желательно сохранить доказательства. Тогда в справке 2-НДФЛ безопасно оставлять поле "ИНН в Российской Федерации" пустым.

Вопрос: Об указании ИНН физлица в сведениях по форме 2-НДФЛ; об НДФЛ в отношении процентов по рублевым вкладам в банках.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 апреля 2016 г. N 03-04-06/22325

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам заполнения и представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам в банках и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Форма и порядок заполнения данных сведений за 2015 год утверждены Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме".

Разделом IV Порядка заполнения формы 2-НДФЛ "Данные о физическом лице - получателе дохода" определено, что в поле "ИНН в Российской Федерации" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Организация - налоговый агент должна предпринять все возможные меры по идентификации налогоплательщика, получившего от нее доход, включая направление в налоговый орган запроса об идентификационном номере налогоплательщика.

Представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН физического лица по причине его отсутствия, прошедших форматный контроль, не образует состава правонарушения, установленного статьей 126.1 Кодекса.

2. Согласно статье 214.2 Кодекса в редакции Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2016 года, в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты.

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде процентов по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.

В отношении доходов в виде процентов по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, начисленных за период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года, при определении Налоговой базы ставка рефинансирования Банка России увеличивается на десять процентных пунктов.

При определении налоговой базы в отношении процентов по вкладам, начисленных за иные периоды, ставка рефинансирования Банка России увеличивается на пять процентных пунктов в том числе и в случае, если договор вклада был заключен в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года, и на дату заключения договора процентная ставка по договору не превышала ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на десять процентных пунктов.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН