ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 10.09.2015 № 03-03-06/52289

Вопрос:

Правомерно ли отнесение расходов на предварительные (при принятии на работу) и на обязательные периодические медицинские осмотры работников бухгалтерии, управленческого персонала и других работников, работа которых связана с использованием ПЭВМ, к прочим расходам в соответствии с пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, если:

1) статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает прохождение работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) пункт 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развитая РФ от 12 апреля 2011 года № 302н, относит к вредным и (или) опасным производственным факторам работы с ПЭВМ по считыванию, вводу информации работу в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени;

3) пункт 13.1 раздела 13 главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 года № 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 1.2.2/2.4.1340-03" обязывает лиц, работающих с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ), проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

4) статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя проводить специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Согласно проведенной спецоценке, рабочим местам присвоен класс - 2, т.е. допустимые.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на обязательные медицинские осмотры и сообщает следующее.

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

С учетом положений статьи 212 ТК РФ работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Таким образом, расходы налогоплательщика на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству являются обязательными, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 07.08,2007 № 03-02-07/2-138направленное мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
А.С.Кизимов