Приведена позиция ФНС России по вопросу закрепления в правовых актах права хозяйствующего субъекта при выставлении и получении счета-фактуры в электронном виде выбирать, использовать услуги оператора электронного документооборота или нет.

Служба данное предложение не поддерживает, поскольку без метки времени (подтверждения даты отправки, которое выдает оператор) счет-фактура теряет свою значимость.

Технологические документы, формируемые операторами как независимой стороной, являются документарным подтверждением факта обмена счетами-фактурами при возникновении спорных ситуаций между налогоплательщиками и контролирующими органами, в т. ч. при их рассмотрении в судебном порядке.

Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным форматам, то налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по ТКС.

Составление, выставление и получение счета-фактуры в электронной форме возможно в утвержденном формате по взаимному согласию сторон сделки, а также при наличии совместимых технических средств.

Письмо

Федеральной налоговой службы

от 30 апреля 2015 г. № БС-18-6/499@ О внесении изменений в план мероприятий («дорожную карту») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев направленные письмом предложения о внесении изменений в план мероприятий («дорожную карту») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 953-р, по пункту 4 перечня указанных предложений сообщает следующее.

Закрепление в правовых актах права выбора хозяйствующего субъекта при выставлении и получении счета-фактуры в электронном виде использовать услуги оператора электронного документооборота или не использовать таковые, ФНС России не поддерживает, поскольку счет-фактура является важным инструментом исполнения функций по контролю и надзору в области налогов и сборов и без метки времени (подтверждения даты отправки, которое выдает оператор электронного документооборота) теряет свою значимость.

Таким образом, технологические документы, формируемые операторами электронного документооборота, как независимой стороной, являются документарным подтверждением факта обмена электронными счетами-фактурами при возникновении спорных ситуаций между налогоплательщиками и контролирующими органами, в том числе при их рассмотрении в судебном порядке.

Одновременно, в соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с пунктами 1.2 - 1.4 Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи, утвержденного приказом Минфина России от 25.04.2014 № 50н, составление, выставление и получение счета-фактуры в электронной форме осуществляется в утвержденном формате по взаимному согласию сторон сделки, а также при наличии совместимых технических средств.

В этой связи, исключение операторов электронного документооборота может привести к риску несоблюдения установленных форматов электронных документов и, как следствие, невозможности представления налогоплательщиками таких документов в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 93 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 (далее - Постановление № 1137), счета-фактуры, полученные от продавцов, регистрируются в книге покупок в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету, по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.

В том случае, если счет-фактура был ошибочно зарегистрирован покупателем в книге покупок или продавцом - в книге продаж, то в книгу покупок или книгу продаж вносятся соответствующие изменения. Порядок внесения таких изменений установлен приложениями № 4 и 5 к Постановлению № 1137.

Если ошибочно выставленный счет-фактура не был зарегистрирован покупателем в книге покупок или продавцом - в книге продаж, то, соответственно, для целей налога на добавленную стоимость он приниматься к учету не будет.

Учитывая изложенное, закрепление механизма аннулирования счетов-фактур ФНС России полагает нецелесообразным.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса  С.Л. Бондарчук