Вопрос: В профсоюзной организации ОАО на 01.02.2012 состоит несколько тысяч работников. Организационная структура ОАО включает аппарат управления организацией и пять районных нефтепроводных управлений, находящихся в различных городах РФ, с численностью членов профсоюза более 500 трудящихся в каждом подразделении.

В соответствии со ст. 377 Трудового кодекса РФ и коллективным договором ОАО на 2012 г. с учетом численности членов профсоюза работодатель предоставляет профсоюзной организации в каждом из вышеназванных городов на период действия коллективного договора в бесплатное пользование необходимое помещение (кабинет) с соответствующим оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной как для работы самого органа, так и для проведения собраний работников, а также транспортные средства, средства связи для пользования внутриведомственной, городской и междугородней связью (стационарная и мобильная связь), возможность пользования электронной и факсимильной связью.

По мнению ОАО, данные расходы соответствуют критерию экономической обоснованности, установленному ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения налогом на прибыль, исходя из производственного характера цели создания профсоюза.

В отношении начисления НДС ОАО считает, что расходы по безвозмездной передаче в пользование профсоюзу помещения, обеспеченного отоплением, водоснабжением, электроснабжением и т.д., не являются реализацией товаров (работ, услуг) и объектом начисления НДС, поскольку профком пользуется помещением без перехода права собственности на помещение и без заключения гражданско-правового договора.

Правомерна ли позиция ОАО по учету вышеназванных затрат в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и отсутствию оснований для начисления НДС?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 31 августа 2012 г. N 03-03-06/1/446

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов организации по безвозмездному предоставлению в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций имущества, указанного в ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 252 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций учитываются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.

В соответствии со ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

По мнению Департамента, расходы, связанные с предоставлением выборным органам первичных профсоюзных организаций в пользование помещения, а также оргтехники, средств связи и необходимых нормативных правовых документов, нельзя рассматривать в качестве необоснованных расходов, так как обязанность по предоставлению такого имущества установлена законом.

В этой связи расходы, связанные с предоставлением выборным органам первичных профсоюзных организаций в пользование имущества, указанного в ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации, могут быть учтены в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как другие обоснованные расходы.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

По вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении вышеуказанных операций ответ будет дан дополнительно.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН