Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Перевыставление услуг

Валентина :) (ef022)
28.06.2006, 00:54
Подскажите пож-та!
Мы применяем УСН. Являемся арендодателями. Можем ли мы перевыставить (транслировать) нашему арендатору сч-ф,акт на передачу элэнергии с выделением НДС? (в договоре будет предусмотрен пункт о перевыставлении элэнергии арендатору, кот является плательщиком НДС)
Проводки:
Д76 (арендатор) К76 (электроснабж орг) (в т.ч. НДС)
Д76 (электроснабж орг) К51 (в т.ч. НДС)
Д51 К76 (арендатор) (в т.ч. НДС)???

Валенина:) (a9f4d)
28.06.2006, 11:11
Читала, что если организация, которой перевыставляют услуги является плательщиком НДС, то упрощенец может в документах выделить НДС, т.к. этот НДС к упрощенцу не относится и в учете у упрощенца не показывается(услуги не оказываются, а перевыставляются),
Как считаете, насколько этот вариант возможен??!!
28.06.2006, 11:35
Валенина:) (a2193)
28.06.2006, 11:44
Да, к сожалению сейчас очень сложно с перевыставлением услуг по элэнергии дело обстоит. Но если посмотреть только на выделение НДС упрощенцем!!! Может ли он выделить НДС или нет (не проводя этот ндс через себя)
28.06.2006, 13:20
"Главбух", N 22, 2004

ПРОБЛЕМЫ С АРЕНДОЙ ПРИ "УПРОЩЕНКЕ"

Когда один из участников сделки работает по упрощенной системе налогообложения, у бухгалтеров нередко возникают трудности. Яркий тому пример - договор аренды. Самая распространенная проблема связана с расходами на коммунальные услуги. Наиболее типичные вопросы здесь таковы. Может ли арендатор-"упрощенец" включить "коммуналку" в расходы? Вправе ли арендодатель, работающий по "упрощенке", перевыставить арендатору счет-фактуру, полученный от "коммунальной" организации?
Немало вопросов возникает у фирм, работающих по упрощенной системе, когда они арендуют государственное или муниципальное имущество. Нужно ли платить в этом случае в бюджет НДС? А если нужно, то можно ли принять его к вычету?
Еще одна проблема - расходы на реконструкцию арендованных помещений. Можно ли их учесть при исчислении единого налога?
В этой статье мы подробно расскажем обо всех нюансах аренды, когда один из участников такой сделки применяет упрощенную систему налогообложения.

Коммунальные услуги

Расчеты по коммунальным платежам часто становятся камнем преткновения и у тех организаций, которые платят "обычные" налоги. Но проблемы значительно обостряются, если арендатор или арендодатель применяют упрощенную систему.

"Упрощенку" применяет арендатор

С арендными платежами у фирмы, работающей по "упрощенке", проблем нет. В пп.4 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что такие платежи можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход. А вот про коммунальные услуги эта статья Кодекса умалчивает. Зато по этому поводу не раз высказывались чиновники.
Долгое время мнение налоговиков сводилось к следующему. Стоимость коммунальных услуг можно списать на расходы лишь в том случае, если они входят в состав арендной платы. Теперь их позиция несколько смягчилась. В Письме МНС России от 29 сентября 2004 г. N 22-1-14/1578@ сказано, что "упрощенец" может отнести на расходы и те коммунальные услуги, которые оплачиваются помимо арендной платы. Правда, здесь не обошлось без ограничений. По мнению чиновников, можно списать на расходы только стоимость отопления, воды и энергии. Дело в том, что такие расходы прописаны в пп.5 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ. Как известно, эта статья содержит перечень материальных расходов. А в п.2 ст.346.16 Налогового кодекса РФ сказано, что при "упрощенке" надо руководствоваться тем перечнем, который приведен в ст.254.
Что же касается стоимости таких коммунальных услуг, как, скажем, вывоз мусора, то, по мнению налоговиков, ее на расходы при упрощенной системе списать нельзя. Возразить на это трудно, поскольку ст.346.16 Налогового кодекса РФ действительно содержит исчерпывающий перечень расходов, учитываемых при расчете единого налога. Кроме того, новые разъяснения налоговиков полностью согласуются с точкой зрения Минфина России (см. Письма Минфина России от 27 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/19 и от 14 июля 2004 г. N 03-03-05/1/72).
Итак, получается, что теперь арендатор-"упрощенец" может учесть коммунальные платежи при расчете единого налога и в том случае, когда они входят в арендную плату, и тогда, когда они перечисляются отдельно. Тем не менее первый вариант гораздо удобнее. Чтобы его реализовать, нужно прописать в договоре с арендодателем, что стоимость коммунальных услуг входит в состав арендной платы. Причем коммунальная составляющая необязательно должна быть фиксированной - Гражданский кодекс РФ на этот счет ограничений не содержит. В результате арендатор сможет списать в уменьшение налогооблагаемого дохода всю сумму коммунальных платежей, не рискуя вступить в конфликт с налоговиками.

"Упрощенку" применяет арендодатель

У арендодателя, работающего по упрощенной системе, проблемы с коммунальными услугами возникают, если он считает единый налог по доходам, а также если арендатор платит НДС.
Начнем с первой проблемы. Если у арендатора нет прямых договоров с коммунальными службами, то он перечисляет деньги за электричество, воду, тепло и т.д. арендодателю - либо в составе арендной платы, либо в качестве транзитных платежей. В любом случае деньги, поступившие на расчетный счет арендодателя, считаются его доходом. Если арендодатель рассчитывает единый налог с разницы между доходами и расходами, большой проблемы нет. Ведь, оплатив коммунальные услуги, он сможет потом включить в расходы их стоимость.
Гораздо хуже обстоит дело у арендодателей, рассчитывающих единый налог по доходам. Получая транзитные деньги, им приходится начислять налог с сумм, которые потом перечисляются коммунальным службам и, по сути, являются именно их доходом. Однако есть способ, позволяющий избежать этой неприятности. Для этого нужно заключить с арендатором посреднический договор - агентский или комиссии. По этому договору арендатор (комитент) поручает арендодателю (комиссионеру) покупать для него от своего имени услуги коммунальных служб. Вознаграждение арендодателя можно установить в виде фиксированной суммы, уменьшив на нее размер арендной платы.
Такая схема позволит арендодателю не учитывать в доходах деньги, полученные за "коммуналку" от арендатора и перенаправленные специализированным организациям. Дело в том, что посредники не должны включать в доходы суммы, которые они получили от принципалов или комитентов для того, чтобы расплатиться за приобретенные для них услуги. Это прописано в пп.9 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ, которым руководствуются и фирмы, работающие по упрощенной системе (п.1 ст.346.15 Налогового кодекса РФ).
Вторая проблема арендодателей-"упрощенцев", как мы уже сказали, связана со счетами-фактурами. Естественно, арендаторы - плательщики НДС хотят получить счета-фактуры по коммунальным услугам, чтобы принять налог к вычету. Но если эти услуги оплачивает арендодатель, то коммунальщики выставляют счета-фактуры на его имя. На основании таких документов арендатор принять НДС к вычету не сможет.
Обычно в таких случаях арендодатель перевыставляет арендатору "коммунальные" счета-фактуры от своего имени. Но проблема в том, что ни в Налоговом кодексе РФ, ни в каких бы то ни было других действующих на данный момент нормативных актах такое перевыставление счетов-фактур не предусмотрено. Поэтому у арендодателя могут быть проблемы. Не исключено, что налоговики, сославшись на п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ, потребуют от арендодателя заплатить НДС, указанный в счете-фактуре.
Чтобы свести риск к минимуму, также стоит прибегнуть к схеме с посредническим договором. Дело в том, что агенты и комиссионеры могут без проблем выставлять от своего имени счета-фактуры, полученные от продавцов товаров, работ и услуг, приобретенных для комитентов и принципалов. Об этом прямо сказано в Письме МНС России от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404. Этот документ по-прежнему действует, и предприятия могут им руководствоваться, не опасаясь санкций со стороны налоговиков.

Аренда муниципального и государственного имущества

Арендуя муниципальное или государственное имущество, предприятие становится налоговым агентом и должно удержать из арендной платы и перечислить в бюджет НДС. Этого требует п.3 ст.161 Налогового кодекса РФ. А распространяется ли эта норма на арендаторов, которые работают по "упрощенке" и, как известно, освобождены от НДС? Да, распространяется: в п.5 ст.346.11 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что организации, работающие по упрощенной системе, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.
Сумма НДС, которую нужно удержать из арендной платы, рассчитывается по ставке 18%/118% (п.4 ст.164 Налогового кодекса РФ). А если в договоре аренды плата установлена без НДС, ее сумму нужно умножить на 18 процентов. Налог перечисляют в бюджет одновременно с арендной платой.
Налоговые агенты - плательщики НДС вправе принять удержанный из арендной платы налог к вычету. А вот у "упрощенцев" такого права нет. Зато они могут списать этот налог на расходы (конечно, если рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами). Об этом сказано в пп.8 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ. Это можно сделать, как только НДС будет перечислен в бюджет.

Пример. ООО "Юпитер" работает по упрощенной системе налогообложения, начисляя единый налог с разницы между доходами и расходами. Предприятие арендует у территориального управления Минимущества России складское помещение. Арендная плата составляет 177 000 руб. в месяц с учетом НДС.
Перечисляя очередной арендный платеж, бухгалтер ООО "Юпитер" удерживает из него и уплачивает в бюджет НДС - 27 000 руб. (177 000 руб. х 18% : 118%). Эту сумму он включает в состав расходов, учитываемых при расчете единого налога.

Реконструкция арендованных помещений

Иногда фирме приходится реконструировать за свой счет арендованные помещения: ломать и строить новые перегородки, устанавливать системы вентиляции и т.д. Затраты при этом фирма несет немалые. Однако и налоговики, и чиновники из Минфина России в один голос утверждают, что расходы на реконструкцию в уменьшение единого налога принять нельзя (см. Письма МНС России от 26 января 2004 г. N 22-1-14/111@ и Минфина России от 16 июля 2004 г. N 03-03-05/1/81). Аргумент прост: реконструкция не упомянута в исчерпывающем перечне расходов, который приведен в п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ.
Оспорить выводы чиновников сложно. Однако у арендаторов-"упрощенцев" все же есть способ учесть расходы на реконструкцию при расчете единого налога.
Задача состоит в том, чтобы во всех первичных документах, связанных с реконструкцией, это слово не фигурировало. По возможности лучше вести речь о капитальном или текущем ремонте. Дело в том, что затраты на ремонт арендованных помещений в закрытый перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, входят (пп.3 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ). А значит, оформив реконструкцию как ремонт, предприятие без труда учтет потраченные средства при расчете единого налога. Но обратите внимание: по общему правилу капитальный ремонт арендованного имущества обязан производить арендодатель (п.1 ст.616 Гражданского кодекса РФ). Поэтому, если расходы по капремонту принял на себя арендатор, это нужно прописать в договоре. В случае же текущего ремонта таких оговорок делать не нужно. По умолчанию его обязан делать арендатор (п.2 ст.616 Гражданского кодекса РФ).

К.С.Каляев
Эксперт журнала "Главбух"
Подписано в печать
10.11.2004

"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2006, N 9

ОФОРМЛЕНИЕ СЧЕТОВ-ФАКТУР КОМИССИОНЕРОМ НА "УПРОЩЕНКЕ"

При осуществлении посреднических операций организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и соответственно не являющиеся плательщиками НДС, в определенных случаях все же вынуждены составлять счета-фактуры. Редакционная почта свидетельствует о том, что порядок применения счетов-фактур комиссионером при реализации или приобретении товаров для комитента на практике вызывает много проблем.

Правильно организовать движение счетов-фактур при посреднических операциях можно, только четко представляя себе правовую природу этих сделок. Напомним некоторые основные положения гражданского законодательства, регулирующие порядок исполнения договоров комиссии.
1. Договор комиссии является возмездным.
Согласно п. 1 ст. 991 ГК РФ комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение.
2. По договору комиссии комиссионер совершает сделку за счет комитента, но от своего имени (п. 1 ст. 990 ГК РФ).
3. Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ).
Общая схема применения счетов-фактур посредниками изложена в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; далее - Правила), а также в Письме МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Поскольку ни НК РФ, ни указанные документы порядок оформления счетов-фактур посредниками, находящимися на "упрощенке", не регулируют, напомним общую схему применения комиссионерами счетов-фактур и посмотрим, как она применима для комиссионеров-"упрощенцев".
I. Общая схема применения счетов-фактур при реализации товара комитента.
1. При реализации товаров комитента комиссионер выставляет счет-фактуру покупателю от своего имени в 2 экземплярах. Номер указанному счету-фактуре присваивается посредником в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур. Один экземпляр передается покупателю, второй - подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в Книге продаж.
2. Комитент выставляет счет-фактуру на имя комиссионера, в котором отражены показатели счета-фактуры, выставленного комиссионером покупателю (п. 24 Правил), с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых комитентом счетов-фактур.
Комиссионер хранит полученные от комитента счета-фактуры в журнале учета полученных счетов-фактур (п. 3 Правил). В Книге покупок комиссионера данные счета-фактуры не регистрируются (п. 11 Правил).
3. Комиссионер выставляет комитенту счет-фактуру в 2 экземплярах на сумму своего вознаграждения.
Оригинал счета-фактуры хранится у комитента в журнале полученных счетов-фактур и регистрируется им в Книге покупок (п. 7 Правил).
Второй экземпляр счета-фактуры хранится у комиссионера в журнале выставленных счетов-фактур и регистрируется им в Книге продаж (п. 24 Правил).
II. Общая схема применения счетов-фактур при приобретении товара для комитента.
1. При приобретении комиссионером товара для комитента поставщик выписывает на имя комиссионера счет-фактуру на сумму стоимости товара с выделенным НДС. Этот счет-фактура хранится комиссионером в журнале учета полученных счетов-фактур (п. 3 Правил). В Книге покупок данный счет-фактура не регистрируется (п. 11 Правил).
2. Комиссионер выставляет комитенту счет-фактуру на приобретенный для него товар, в котором отражает показатели из счета-фактуры, выставленного продавцом. В Книге продаж комиссионера данный счет-фактура не регистрируется.
3. Составление и регистрация счетов-фактур на сумму комиссионного вознаграждения осуществляются в том же порядке, что и при реализации товара комитента.
Как указанные схемы "работают" в случае, если комиссионер применяет УСН?
Обязанность по составлению счетов-фактур, ведению журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж возложена НК РФ только на плательщиков налога на добавленную стоимость, реализующих товары, работы, услуги.
В связи с этим комиссионер, применяющий упрощенную систему налогообложения и, как следствие, не признаваемый плательщиком НДС, не должен оформлять счета-фактуры при реализации посреднических услуг, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книгу покупок и Книгу продаж. Таким образом, по суммам комиссионного вознаграждения, которое представляет собой доход от реализации посреднических услуг, счета-фактуры комиссионером-"упрощенцем" не выставляются (см. Письмо Минфина России от 05.05.2005 N 03-04-11/98).
Между тем в рамках посреднических договоров комиссионер может осуществлять от своего имени продажу не принадлежащего ему товара (товара комитента) или же приобретать товар для комитента. В случае если комитент и (или) третье лицо (покупатель или продавец товара) являются плательщиками НДС, комиссионер получает от названных лиц счета-фактуры с выделенным НДС.
Поскольку в обязанности комиссионера входит совершение по поручению комитента сделок за счет комитента, но от своего имени (п. 1 ст. 990 ГК РФ), при реализации товаров, принадлежащих комитенту, комиссионер должен от своего имени выписать покупателю все необходимые документы, связанные с совершением сделки по реализации товаров.
Обязанность комиссионера выставлять покупателям счета-фактуры от своего имени при реализации товара комитента прописана в п. 24 Правил. Из Писем Минфина России от 05.05.2005 N 03-04-11/98 и от 22.03.2005 N 03-04-14/03 следует, что этот порядок распространяется на всех комиссионеров независимо от применяемой ими системы налогообложения.
При этом в Письмах отмечается, что такой порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности комиссионера уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость по реализуемым товарам комитента. Уплата НДС, указанного в выписанном комиссионером счете-фактуре, осуществляется плательщиком налога - комитентом.
При приобретении товара для комитента комиссионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, перевыставляет комитенту счет-фактуру поставщика, выделяя НДС. Обращаем внимание, что такой счет-фактура не свидетельствует о реализации комиссионером товара комитенту.
Как уже было отмечено ранее, вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 ГК РФ). То есть товар, приобретенный комиссионером для комитента, является собственностью комитента. Передача товаров комиссионером комитенту реализацией не является. Соответственно объекта налогообложения по НДС не возникает.
Налогоплательщиком НДС, выделяемого в счете-фактуре, представляемом комитенту комиссионером, является поставщик товара - собственник, осуществляющий реализацию.
Итак, при реализации товара комитента комиссионер-"упрощенец" обязан в течение пяти дней с даты отгрузки товара покупателю выписать на имя покупателя счет-фактуру на полную стоимость товара с выделением суммы НДС, а при приобретении товара для комитента - перевыставить комитенту счет-фактуру поставщика товара также с выделением НДС.
Ни в том, ни в другом случае НДС комиссионером в бюджет не уплачивается.

Обратите внимание! Подпункт 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, согласно которому лица, не являющиеся плательщиками НДС, должны уплачивать в бюджет НДС в случае выделения его в счете-фактуре, в данном случае неприменим.

В указанной норме речь идет о счете-фактуре, выставляемом поставщиком - собственником товара при его реализации покупателю.

Ю.Самохвалова
Эксперт "ЭЖ"
Подписано в печать
02.03.2006
Первая Любовь (8338e)
28.07.2006, 14:15
Уважаемый г-н Лесик и г-жа Валентина, имеете ли Вы разрешение на перевыставление коммунальных платежей от энерго-,водо-и прочая снабжающих организаций
У нас создана самостоятельная организация, оказывающая услуги комунального и эксплуатационного характера (типа ДЭЗа)....
28.07.2006, 14:24
Первая Любовь (8338e)
28.07.2006, 14:31
Ребята, а как же объясните, помогите, ранее выставляли в составе арендной платы, а теперь вот головная боль ...
28.07.2006, 14:48
Так если в составе арендной платы как раз и нет головной боли.
А вот если отдельно от арендной платы, то да - голова будет болеть.
Первая Любовь (8338e)
28.07.2006, 19:06
С 01,09 - коммуналка отдельно от аренды, более того, коммуналка будет выставляться эксплуатирующей организацией(предполагается заключение этой организацией договоров на коммунальные услуги с городом - и затем она заключает договора со всеми, населяющими здание, договора на коммунально-эксплуатационные услуги)
А неужели никто не имеет разрешения Мосэнерго на выставление счетов арендаторам или собственникам (при условии что их несколько в здании, как ,например,у нас)? Возможно я не права, но не может же быть такая тупиковая ситуация, что и распределять нельзя, разрешение получить низзя... Где здравый смысл?
Главный инженер говорит, что ну никак нельзя получить это разрешение или только за ОООчень большие деньги(он так говорит по любому поводу, чем страшно пугает директора), а я почему-то ему не верю... Кто сталкивался с этим- помогите либо "вернуть веру в человека, либо"..послать его далеко, а то только на меня кивают- ты- бух- ты и думай как нам это дельце провернуть и составить договор грамотно, но только чтобы никуда не ходить никуда и, не дай бог, чуть-чуть напрячься и хотя бы запрос направить в Мосэнерго
Да, забыла сказать, что эксплуатацией будет заниматься предприятие, пременяющее УСН
Помогите увидеть луч света в этом темном царстве:-((
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **    **  ********  **     **  **      **  ******** 
  **  **   **        **     **  **  **  **     **    
   ****    **        **     **  **  **  **     **    
    **     ******    **     **  **  **  **     **    
    **     **         **   **   **  **  **     **    
    **     **          ** **    **  **  **     **    
    **     **           ***      ***  ***      **    
Сообщение: