ИА ГАРАНТ

В организацию поступил запрос от организации, осуществляющей деятельность по взысканию просроченной кредиторской задолженности, о представлении им сведений о трудоустройстве работника организации. Обязана ли организация направить данные сведения? Предусмотрена ли ответственность организации за непредставление такой информации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

У работодателя отсутствуют правовые основания предоставления информации о трудоустройстве работника по запросу организации, осуществляющей деятельность по взысканию просроченной кредиторской задолженности. Передача подобной информации возможна лишь при наличии письменного согласия на это самого работника.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Исходя из приведенного определения, всякая информация, позволяющая идентифицировать конкретного человека, является его персональными данными и на неё распространяется режим конфиденциальности, установленный ст. 7 Закона N 152-ФЗ. В полной мере это касается и информации о месте работы гражданина.

По общему правилу обработка персональных данных*(1) может осуществляться оператором только с согласия субъектов персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Аналогичное положение содержится и в ст. 88 ТК РФ, в силу которого работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без его письменного согласия, кроме случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Исчерпывающий перечень исключений, когда персональные данные могут обрабатываться без согласия субъекта, приведен в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, такая обработка возможна, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ); для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ), либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Однако Закон N 230-ФЗ, определяя способы взаимодействия с должником, не наделяет кредиторов или лиц, действующих от его имени и (или) в его интересах, правом устанавливать место работы должника или каким-то иным образом осуществлять его розыск. Соответственно, у работодателя отсутствует юридическая обязанность сообщать этим лицам информацию о наличии трудовых отношений с каким-либо работником.

В ч. 8 ст. 9 Закона N 152-ФЗ прямо указано, что персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, лишь при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ (письмо Минкомсвязи России от 19.04.2018 N П11-2-07-9199 "О разъяснении норм федерального законодательства"). Поскольку такие основания в рассматриваемой ситуации отсутствуют, передача третьему лицу сведений о наличии трудовых отношений с конкретным работником без его предварительного согласия на совершение подобных действий недопустима.

К сведению:

Подчеркнем, что обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

13 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).