Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Запрет заемного труда с 1 января 2016 г. автоматически не означает, что договоры аутстаффинга канули в лету. При соблюдении условий, прописанных в ст.56.1 ТК РФ, можно брать сотрудников бухгалтерии по договору о предоставлении труда работников.

Благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом №116-ФЗ от 05.05.2014 г. (далее по тексту - Закон №116-ФЗ), использование заемного труда в России запрещено (п.1 ст.56.1 ТК РФ). Однако это не означает полный запрет договоров на предоставление услуг персонала. Просто изменяются взаимоотношения между заказчиком и частным агентством занятости (иными юридическими лицами), предоставляющим персонал.

Кто вправе осуществлять деятельность по предоставлению работников

Напомним, что осуществлять деятельность по предоставлению работников теперь вправе (п.3 ст.18.1 Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ»):

1) частные агентства занятости (юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности);

2)  иные юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к юридическому лицу, которое является:

  • аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;

  • АО (если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого АО);

  • стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

При этом общая численность таких привлеченных сотрудников не должна превышать 10% среднесписочной численности работников принимающей стороны. Если планируется большая численность, то необходимо заручиться согласием профсоюза (п.10 ст.18.1 Закона РФ №1032).

Порядок оформления и условия договора аутстаффинга прописаны в гл.53.1 ТК РФ.

Заемный труд: новое в законодательном регулировании

Для того чтобы предоставить бухгалтера другой компании, необходимо наличие двух договоров:

  • трудовой договор между работодателем (частным аккредитованным агентством занятости либо иным юридическим лицом, отвечающим специальным требованиям) и работником. В договоре прописывается условие о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем иного лица;

  • договор о предоставлении труда работника (персонала).

Предоставляя бухгалтера другому работодателю, новые трудовые отношения между ними не возникают. Работник по-прежнему связан трудовым договором с частным агентством (или другим юридическим лицом, отвечающим специальным требованиям). Договор аутстаффинга заключается на срок, не превышающий девяти месяцев (ст.341.2 ТК РФ).

Важно!

Частное агентство занятости обязано вносить сведения о работе по договору о предоставлении труда работников (персонала) у принимающей стороны в трудовую книжку работника (ст.341.2 ТК РФ).

Выгода аутстаффинга

Почему по-прежнему выгодно брать сотрудников бухгалтерии по договору аутстаффинга?

Работодатель обозначает свои требования в части выполнения определенного объема работ исполнителю. Кадровое агентство или иная компания (исполнитель) подбирает квалифицированные кадры для выполнения данной работы. 

Преимущества аутстаффинга очевидны:

1. Исполнитель подбирает квалифицированных бухгалтеров для исполнения поставленной задачи. 

Таким образом, заказчику не нужно принимать в штат бухгалтера для выполнения определенной задачи (восстановление учета, составление бухгалтерской, налоговой отчетности).

2. Компания-заказчик не выплачивает такому работнику пособия по временной нетрудоспособности, отпускные, различного рода компенсационные выплаты.

Кроме того, договор может заключаться на определенный временной период, что, безусловно, является преимуществом перед штатным бухгалтером. Ведь в случае сворачивания деятельности, работодатель вынужден проводить сокращение персонала, выплачивая выходные пособия и сохраняемый средний заработок на период трудоустройства. Заказчик перечисляет деньги только исполнителю (кадровому агентству или иной компании). 

3. Исполнитель сам выплачивает работникам заработную плату и осуществляет «страховые» отчисления и рассчитывает НДФЛ с доходов работников. 

Это позволяет заказчику существенно экономить на страховых взносах.

4. Компания-заказчик избавлена от различного рода бюрократических процедур. 

Прием на работу и дальнейший кадровый учет бухгалтера осуществляется работодателем, т.е. кадровым агентством или иной компанией. Особенно актуальна данная проблема для компаний, в которых используется труд иностранных специалистов, работа которых требует специального оформления.

Кроме того, у компании отсутствуют риски, связанные с возможным наложением штрафов за нарушение трудового законодательства.

5. Компании-заказчику не нужно заботиться о необходимости повышения квалификации бухгалтера, ведь при необходимости дополнительного обучения оплата будет произведена исполнителем.

6. Компания-заказчик не увеличивает численность работников, что позволяет ему применять специальный налоговый режим. 

Напомним, что средняя численность работников компании, применяющий «упрощенный» режим, не должна превышать 100 человек.

7. Компания-заказчик избавлена от текучести кадров. 

В случае увольнения бухгалтера компания-исполнитель в кратчайшие сроки подберет заказчику достойную замену.

8. Полное сопровождение компании-заказчика на протяжении всего действия договора. 

На практике нередки случаи, когда после работы штатного бухгалтера компании требуется восстановление учета. И тогда компания вынуждена затрачивать дополнительные деньги для привлечения специализированной фирмы. Исполнитель отвечает за качество предоставляемых услуг.

Статья актуальна на 16.06.2016