Захаренкова Анна, начальник Центра общественных связей
ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (г. Химки)

Журнал «Кадровое дело» № 7 июль 2010

Для того чтобы компания демонстрировала высокие результаты и ее работой были довольны клиенты и партнеры, в ней должны трудиться профессионалы. Но как добиться повышения уровня мастерства у сотрудников? Многие организации, и в их числе аэропорт Шереметьево, видят выход в проведении профессиональных соревнований, дающих шанс каждому работнику продемонстрировать свою высокую квалификацию. Для новичков же такой конкурс – отличный стимул к профессиональному росту. Поговорим о том, как организовать подобные мероприятия.

Задачи конкурса

В нашей компании с 2007 года проводится конкурс «Лучший по профессии». Его главная цель – выявлять в разных подразделениях лучших сотрудников, поощрять их и таким способом повышать престиж «аэропортовых» профессий, представленных в компании. Инициатором проведения конкурса выступила Дирекция по управлению персоналом и организационному развитию. Однако в последние два года организатором мероприятия является Центр общественных связей. Такой переход конкурса из одних рук в другие не случаен. Нам удается с успехом решать одновременно несколько задач – не только определять лучших представителей профессий, но и управлять внутренними коммуникациями, лояльностью персонала, сохранять и распространять лучшие корпоративные традиции, что входит в функции Центра.

Организация соревнования регулируется Положением о конкурсах профессионального мастерства и включает в себя следующие этапы:

  • подготовка к проведению;
  • реализация конкурсных мероприятий;
  • награждение победителей;
  • освещение этапов конкурса и торжественного финала в корпоративной газете и внешних СМИ.

С чего начинается конкурс?

Как правило, подготовка к проведению профессионального конкурса происходит в начале года, реализуется несколькими подразделениями компании и включает в себя такие направления.

Разработка проекта Положения о проведении конкурса. Осуществляется Центром общественных связей. В проекте определен перечень рабочих профессий, которые участвуют в профессиональном соревновании (в этом году туда вошли 11 «аэропортовых» профессий, например водитель, диспетчер, фельдшер и др.), персональный состав комиссий, оценивающих мастерство специалистов, а также сроки проведения конкурсов.

Информирование о проведении конкурса и сбор заявлений. Эту функцию выполняет Центр общественных связей. Он распространяет информацию о скором старте мероприятия в Интранете (внутренний сайт, сеть), на страницах корпоративной газеты, а также на досках объявлений по всему аэропорту. В это же подразделение поступают заявления от работников об участии в конкурсе. Важную роль играют непосредственные руководители, которые так же оповещают работников и стимулируют оформление заявлений (не менее чем за три недели до проведения конкурса).

Детализация программы конкурсных мероприятий. Реализуется Центром общественных связей, комиссиями конкурсов и руководителями подразделений. Программа включает задания для участников (разрабатываются конкурсными комиссиями и руководителями подразделений), регламент и критерии оценки выполненных заданий, списки конкурсантов на основании их заявлений (как правило, 200–300 участников).

Кроме того, подбираются и оформляются призы для победителей. Постоянными основными наградами являются фирменные серебряные нагрудные знаки, денежные премии, дипломы и грамоты. Дополнительно победителям и призерам вручаются подарки с логотипом компании, при выборе которых учитываются их полезность, качество и универсальность. В прошлом, юбилейном для Шереметьево, году лауреаты конкурса получили памятные наручные часы с логотипом компании. В этом году были вручены наборы посуды для женщин и наборы для барбекю для мужчин.

ПОРТРЕТ КОМПАНИИ

Международный аэропорт Шереметьево – это один из крупнейших российских аэропортов по количеству регулярных международных перевозок (образован в 1959 году). Территориально расположен в Московской области. Количество работников – свыше 6000 человек. В Дирекции по управлению персоналом и организационному развитию – около 50 сотрудников, в Центре общественных связей – 12 сотрудников. Ежегодно под руководством Центра общественных связей в компании проводится три масштабных корпоративных мероприятия – празднование Нового года для 1000 лучших сотрудников и их семей, весенний конкурс «Лучший по профессии» и летний Спорт-слет (спортивный семейный праздник).

Узнаем о потенциале работников

Конкурсы (их несколько для каждой профессии, например для диспетчеров, водителей и т. п.) проводятся в два этапа и проходят в апреле-мае.

На первом этапе (теоретическом) участники выполняют тестовые задания для проверки общих и специальных профессиональных знаний. В процессе теоретического этапа конкурса также проверяются знания по истории аэропорта. Конкурсантам необходимо набрать определенное количество баллов, чтобы перейти на следующую ступень профессионального соревнования.

На втором этапе (практическом) необходимо выполнить задания на проверку профессиональных умений и навыков. Формы проведения конкурсов на этой ступени разные и зависят от должности участников. Так, если для рабочих профессий предполагается выполнение задач, непосредственно связанных с их обязанностями, для диспетчеров предусмотрен отдельный конкурс. Ведь самый главный клиент и ценитель качества обслуживания в аэропорту – пассажир, а диспетчеры Дирекции по организации пассажирских перевозок и особо важных перевозок – это те сотрудники, которых можно назвать лицом компании, так как именно они в основном общаются с пассажирами, проходящими регистрацию на рейс. Поэтому для них подготовлены финальные задания, выполняемые публично на сцене, в то время когда победителям других конкурсов уже вручают призы.

Результаты двух этапов являются основанием для определения победителей. Ими становятся три сотрудника (в каждом конкурсе), которые набрали максимальное количество баллов. Если оценки равные, лучшим сотрудником объявляется тот, который набрал максимальное количество баллов на втором этапе. При этом сами сотрудники не знают, кто из них занял первое, второе и третье места. Распределение призовых мест раскрывается в ходе церемонии официального награждения.

Кого включают в состав конкурсной комиссии?

В состав конкурсной комиссии, как правило, включают руководителей и экспертов подразделений, чьи сотрудники соревнуются, руководителей и экспертов смежных подразделений, независимых консультантов. Комиссию возглавляет председатель. Помимо него есть еще члены комиссии и секретарь.

Церемония награждения

Подготовку торжественного мероприятия, в ходе которого будут объявлены имена победителей и им вручат призы, осуществляет Центр общественных связей (в течение двух месяцев).

В общем виде алгоритм подготовки к мероприятию выглядит следующим образом.

Первый шаг – создание концепции мероприятия. Она должна отвечать духу и традициям компании и отражать изменения, которые происходят в аэропорту. Так, в 2009 году церемония, да и сами конкурсы, были приурочены к 50-летнему юбилею со дня основания компании. В 2010 году концепция конкурса отражала ежедневный профессиональный кропотливый труд тысяч сотрудников во имя безопасности и комфорта пассажиров и называлась «Обычные герои», подчеркивая тем самым ценность и значимость каждого нашего работника. Тематика мероприятия – авиационная и должна соответствовать специфике работы аэропорта. Это проявляется во всем – в сценарии (в нем речь только об авиации), концертных номерах (костюмы артистов выполнены в стиле униформы работников различных «аэропортовых» специальностей), в выступлениях ведущего (он должен быть знаком с авиационной спецификой, учитывать специфические особенности аудитории).

Второй шаг – разработка программы церемонии. Она включает в себя помимо сценария еще и планирование организационных моментов. Например, выбор места проведения (в 2010 году это был близлежащий отель с вместительным актовым и банкетным залом, фойе), оформление помещений. При оформлении зала используются легкие воздушные декорации, большие видеоэкраны, крупные шрифты с названием конкурса. Все элементы работают на главную цель – у зрителей должно возникнуть ощущение полета, неба, воздуха.

Организация встречи и доставки гостей корпоративным транспортом, приветственный кофе перед началом церемонии, праздничный фуршет для победителей и членов жюри, фото- и видеосъемка, концертные номера, постпродакшн* являются неотъемлемыми звеньями в цепочке дел, на которые мы обращаем особое внимание.

Третий шаг – утверждение сценария церемониальной части. Как правило, просматривается несколько сценариев и выбирается вариант, наиболее точно решающий поставленные имиджевые и функциональные задачи проведения церемонии – награждение победителей, финальный конкурс для диспетчеров и концерт.

Для одних конкурс, для других – награждение

В организации конкурса «Лучший по профессии» в этом году было задействовано около 90 человек. На церемонию пригласили приблизительно 400 гостей, включая 51 номинанта. Мероприятие проводилось в парк-отеле в Московской области. Доставляли гостей корпоративным транспортом от аэропорта.

Сценарный план включал в себя несколько частей:

  • приветственное слово ведущих и организаторов;
  • выступления танцевального коллектива;
  • объявление и награждение победителей в номинациях по десяти «аэропортовым» профессиям (а также дополнительно в трех новых номинациях – «Лучший наставник», «Лучший преподаватель корпоративного университета», «Лучший молодой специалист»);
  • финальный конкурс для диспетчеров (представление участником самого себя, видеозадания, блиц-опрос, телевикторина «Устами младенца» – аналог одноименной телепередачи);
  • поздравления победителям от членов жюри и руководителей подразделений;
  • интерактивное sms-голосование в поддержку лучшего конкурсанта-диспетчера.

Продлеваем ощущение праздника

После проведения конкурса мы обязательно осуществляем обратную связь. Это необходимо для того, чтобы закрепить и продлить эффект от проведенного мероприятия. У нас это происходит так. Один из организаторов конкурса (обычно ассистент Центра общественных связей) опрашивает гостей на выходе из зала о том, какие впечатления у них остались от церемонии, какова общая оценка. Подавляющее большинство гостей в этом году остались довольны.

В день проведения мероприятия (после церемонии) мы просим финалистов, членов жюри и руководителей подразделений поделиться своими впечатлениями о конкурсе, выразить свои мнения. Их комментарии публикуются в корпоративной газете и в Интранете. Там же размещается список всех победителей и их фотографии. Не остаются без внимания и те сотрудники, которые посетили церемонию, но не участвовали в конкурсе. Им мы предлагаем проголосовать на сайте, высказав свое мнение о мероприятии. В этом году финал конкурса понравился 82 процентам работников.

Кроме того, лучшие сотрудники, выявленные по результатам конкурса, получают реальную возможность продвинуться по карьерной лестнице, повысить свой уровень в грейде** и увеличить размер заработной платы. Работники имеют право носить серебряный нагрудный знак и считаются элитой аэропорта.

Как показывают наши исследования, проведение конкурса профессионального мастерства повышает лояльность персонала к компании, побуждает сотрудников совершенствовать свои рабочие навыки, что в конечном итоге положительно влияет на качество обслуживания пассажиров. Поэтому подобные мероприятия мы будем проводить и в дальнейшем.


* От англ. postproduction – обработка видео¬материала после съемок, монтаж и т. п. (прим. ред.).

** О грейдах читайте в № 6, 2008.