А.А. Роганова , юрист ООО «Телефлот Консалтинг»

Сегодня многие турфирмы занимаются посреднической деятельностью по трудоустройству российских граждан за рубежом. Таким фирмам будет полезно ознакомиться с новым Положением, регулирующим подобную деятельность, которое Правительство РФ утвердило 23 декабря 2006 г. за № 797 (далее – Положение).

Требования к турфирмам для получения лицензии на трудоустройство граждан за границей

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан за границей, осуществляется на территории России только российскими юридическими лицами на основании лицензии (ст. 18 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Если ранее лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществлялось Министерством внутренних дел, то теперь эти функции возложены на Федеральную миграционную службу и ее территориальные подразделения.

Изменения коснулись лицензионных требований и условий, предъявляемых к турфирмам, желающим заниматься деятельностью по трудоустройству за границей:

1. теперь достаточно, чтобы в штате турфирмы был хотя бы один работник, имеющий профессиональное образование, стаж работы в области трудоустройства за границей или содействия занятости населения в РФ не менее 1 года;

2. руководителю турфирмы необходимо иметь высшее профессиональное образование, стаж работы в области трудоустройства за границей не менее 2 лет или же стаж работы в области содействия занятости населения в РФ не менее 3 лет;

3. прямо закреплено, что договор, заключенный турфирмой с иностранным работодателем или иностранной посреднической организацией, должен соответствовать международным правовым актам и нормативно-правовым актами РФ;

4. теперь не нужно легализовывать нотариально заверенные копии документов, прилагаемые к договору, которые подтверждают правовой статус иностранного работодателя или иностранной посреднической организации и наличие у них разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по трудоустройству иностранных граждан;

5. турфирма должна обладать помещениями, предназначенными для ознакомления граждан с информацией, предусмотренной Положением, в том числе и о месте осуществления лицензируемой деятельности.

Грубое нарушение лицензионных требований

Впервые в пункте 6 Положения закреплено, что понимается под «грубыми нарушениями лицензионных требований и условий». Этот перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит. Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

– оказание услуг гражданину по трудоустройству без заключения лицензиатом (турфирмой) договора с иностранным работодателем;

– отсутствие или нарушение в договоре, заключенном между лицензиатом (турфирмой) и гражданином, существенных условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 5 Положения.

 

Документы, необходимые для получения лицензии

Изменения коснулись и перечня документов, которые необходимо представить в лицензирующий орган для получения лицензии.

Турфирма должна направить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором должны быть указаны следующие сведения1 (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

– полное и сокращенное (если есть) наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма турфирмы;

место нахождения турфирмы;

– адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который турфирма намерена осуществлять;

– государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

ИНН и данные документа о постановке турфирмы на учет в налоговом органе;

– указание на то, что турфирма намерена осуществлять деятельность, связанную с трудоустройством россиян за границей.

Вместе с заявлением в лицензирующий орган должны быть направлены документы, подтверждающие соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работников турфирмы. Теперь конкретизирован перечень этих документов, к ним относятся копии трудовых книжек и дипломов об образовании.

Срок рассмотрения документов для получения лицензии

Отныне в Положении отсутствует срок, в течение которого лицензионный орган должен принять решение о предоставление или об отказе в предоставлении лицензии, ранее составлявший 60 дней с момента поступления заявления со всеми необходимыми документами. Кстати, отметим, что указанный срок не соответствовал пункту 2 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», так как положения о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливать более короткие сроки принятия решения, а не увеличивать законом установленные.

Следовательно, теперь лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов. Так как пунктом 12 Положения предусмотрено, что «принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока ее действия, приостановлении, возобновлении действия лицензии и аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Заключение договоров на трудоустройство за границей

В результате деятельности по трудоустройству российских граждан за рубежом турфирме необходимо заключить два договора.

Первый – это договор возмездного оказания услуг с гражданином РФ, в рамках которого турфирмой будут оказаны услуги по трудоустройству конкретного гражданина России в конкретной стране и другие вспомогательные услуги, связанные с трудоустройством (например, оказание консультационных услуг, составление анкеты, резюме, психологическое тестирование на пригодность гражданина на занятие соответствующей должности и т. п.).

Второй – договор с иностранным контрагентом (работодателем). При этом оптимально выбрать агентскую форму отношений или форму договора возмездного оказания услуг.

И если в отношениях с гражданином РФ никаких проблем, с точки зрения налогообложения, не возникает, то в отношениях с иностранным партнером остается нерешенным вопрос – как по этому договору определить место реализации услуг турфирмы для целей исчисления НДС.

Рекомендуем в предмете договора с иностранным партнером четко прописать, что турфирма обязуется предоставлять по запросам иностранного партнера персонал, состоящий из граждан РФ, для работы за пределами России. В свою очередь, каждая конкретная кандидатура, требуемая должность и другие существенные условия, предъявляемые к гражданину РФ со стороны иностранного работодателя, будут отражены в запросе последнего. Конкретный запрос будет являться неотъемлемой частью договора.

Таким образом, турфирма предоставляет персонал, который будет работать в месте деятельности покупателя услуги (иностранного контрагента), при этом местом деятельности покупателя не является территория Российской Федерации. Таким образом, реализация услуг происходит на территории иностранного государства, а не на территории РФ. Следовательно, данная операция не должна признаваться объектом налогообложения.

Основой сделки, заключенной турфирмой с иностранным работодателем, будет предоставление персонала для работы за пределами РФ, а, следовательно, и основной обязанностью (основной услугой) со стороны турфирмы по этому договору будет предоставление персонала для работы за пределами РФ. Все иные обязанности турфирмы (ведение переговоров, оформление анкет кандидатов и других необходимых документов) носят вспомогательный характер. В соответствии с пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ место реализации вспомогательных услуг определяется как место реализации основной услуги.

Таким образом, местом реализации услуг турфирмы по трудоустройству российских граждан за рубежом не должна признаваться территория РФ, следовательно, турфирма не должна начислять НДС с дохода, полученного от иностранного работодателя за свои услуги. Этой позиции придерживается и арбитражный суд (см., например, решение ФАС Московского округа от 25 ноября 2003 г. № КА-А40/9403-03).


1 Рассматривая заявление, лицензирующий орган может проверить достоверность представленных сведений.