Автор: М. В. Герш

Журнал "Отдел кадров коммерческой организации" № 7/2016

Что понимается под профессиональным стандартом? Где применяются такие стандарты? Для кого они обязательны? Как работодателю грамотно и последовательно перейти на применение профстандартов? Что делать, если сотрудник не соответствует требованиям стандарта? Можно ли уволить такого сотрудника?

Понятие профессионального стандарта (ПС) относительно новое. Необходимость его введения была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в единых квалификационных справочниках, не соответствовали современной ситуации на рынке труда. Описание же требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, в них устанавливается более современная система требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

Особенность ПС и сферы применения

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 ТК РФ. Квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, а профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Базовой целью принятия профстандартов является более детальное урегулирование трудовых правоотношений и актуализация устаревшей нормативной базы. Действующие квалификационные справочники должностей не всегда отвечают современным требованиям, поскольку многие перечисленные в них профессии не применяются, а многие востребованные профессии в них и вовсе не закреплены.

В том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения.

Таким образом, профессиональные стандарты представляют собой более удобную и детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей.

Особенность ПС в том, что они, в силу специфики их содержания, как бы связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования, дополняя соответствующую нормативную базу. Причем они опираются не на образовательные программы, а на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов. Ранее в законодательстве отсутствовало понятие профстандарта и это несколько затрудняло разработку профессиональных требований.

В настоящее время работодатель может применять установленные ПС требования от стадии подбора персонала до стадии увольнения. При разработке ПС были определены такие области их применения:

  • при формировании кадровой политики и управлении персоналом;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при разработке должностных инструкций;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов;
  • при установлении систем оплаты труда.

Следовательно, при введении ПС работодателю необходимо пересмотреть процедуру аттестации персонала, содержание должностных инструкций, условия поручения конкретной работы тому или иному сотруднику, систему оплаты труда.

Для кого обязательны, а для кого только рекомендованы ПС?

ПС обязательны для применения работодателями только в случае, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В случаях, когда данные требования нормативным документом не установлены, характеристики квалификации, указанные в ПС, не обязательны для применения. Для коммерческих организаций ПС носят скорее рекомендательный характер, руководство организации не обязано корректировать, исходя из них, должностные инструкции. Но в то же время работодатели могут по собственной инициативе проверить сотрудников на соответствие ПС.

К сведению

Работодатели могут использовать ПС для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций и специфики производственных процессов и условий труда в компании.

Наименования должностей и квалификационные требования в трудовых договорах должны соответствовать ПС, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Что же касается организаций других форм собственности, для них действительно могут вводиться дополнительные обязанности в части применения ПС. Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения ПС в части требований, обязательных для:

  • государственных внебюджетных фондов РФ;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных корпораций;
  • государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Чтобы профстандарт стал обязательным для применения работодателем, требования к квалификации, необходимой работнику, должны быть установлены законодательно.

Как перейти на ПС?

 Чтобы осуществить переход на ПС грамотно и последовательно, специалисты предлагают несколько рекомендаций:

1. Для начала стоит составить план по переходу на ПС. Он формируется как цепочка задач с конкретными сроками их выполнения.

К сведению

Чтобы разобраться в том, затрагивают ли ПС ваше предприятие, надо рассмотреть штатное расписание, решить, нужна ли та или иная должность, которой касается ПС, и если потребуется, внести изменения в расписание.

2. Затем определяется состав лиц, ответственных за переход. Разумеется, один человек с такой работой не справится. Лучше, чтобы среди специалистов, которым она поручается, были руководители подразделений, сотрудник отдела кадров, юрист и бухгалтер.

3. Издается приказ о назначении ответственных лиц. И приказ, и план должны быть подписаны каждым членом группы, ответственной за переход на ПС.

4. Далее следует сравнить основную цель профессии по стандарту с целью работы по должности в вашей организации. Вполне возможно, что в тексте ПС не найдется должность (профессия) работника. И это не упущение – ведь название ПС не равнозначно наименованию должности. ПС разрабатывается не под какую-либо должность или профессию, а под вид профессиональной деятельности.

5. Если, например, в компании есть виды профессиональной деятельности, по которым стандарты уже вышли, то стоит проверить, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным стандарта. Если окажется, что работа по какой-то должности предоставляет работнику право на компенсации, льготы либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в ПС или квалификационных справочниках.

6. Требования к квалификации работника, закрепленные в ПС, нужно перенести в должностную инструкцию или иной документ, определяющий, какими знаниями и навыками должен обладать специалист, занимающий ту или иную должность.

Обратите внимание

Если ПС для конкретной должности обязателен, сотрудник не вправе отказаться от изменений или дополнений его работы в соответствии с этим стандартом.

Работодатель, руководствуясь ПС, может утвердить новые должностные инструкции. Однако если в результате увеличится круг обязанностей какого-либо работника, то его нужно заранее предупредить о внесенных изменениях. Нельзя применять профессиональные стандарты с ущербом для лиц, работающих в организации.

ПС – это подробный список требований к образованию, опыту работы, знаниям и навыкам для разных уровней квалификации специалистов. Необходимо определить соответствие работающих сотрудников (в частности, их опыта и образования) базовым условиям принятого стандарта.

Вопрос: Что делать, если сотрудник не соответствует ПС?

Каждая коммерческая организация вправе рассматривать ситуацию индивидуально. ПС описывает перечень навыков и умений масштабно и полно, скажем, для универсального специалиста крупной компании. В небольшой же коммерческой фирме, к примеру, к бухгалтеру, занимающемуся расчетом и выдачей зарплаты, могут предъявляться требования только по соответствующей обобщенной трудовой функции.

7. Давно работающие по определенным профессиям и должностям сотрудники не всегда соответствуют требованиям ПС. Работодателю следует восполнить это упущение путем обучения сотрудников. Например, если ПС обязывает работника иметь определенный уровень образования, можно предложить ему получить дополнительное образование – поступить в техникум или вуз. Если ПС предполагает обязательное наличие специальной подготовки, работодатель должен организовать эту подготовку. Если квалификация работника не соответствует критериям, прописанным в стандарте, можно предложить перевод на другую подходящую работу или направить на обучение. Если же направленный на обучение или профподготовку работник отказывается их пройти, его придется уволить в связи с несоответствием занимаемой должности по результатам аттестации или по сокращению штата, поскольку ТК РФ не содержит такого основания для увольнения, как несоответствие ПС.

К сведению

Руководство предприятия вправе использовать положения из ПС при разработке должностных инструкций, подборе и аттестации персонала, организации учебы сотрудников и др.

Как уже говорилось ранее, уволить сотрудника, который не соответствует ПС, по этой специфической причине нельзя. Уволить за то, что сотрудник не соответствует новым внутренним положениям предприятия, можно лишь по итогам аттестации, если нельзя перевести его с письменного согласия на другую имеющуюся работу или в компании отсутствуют вакантные должности.

Заключение

В любом новшестве есть свои плюсы и минусы. Это верно и для внедрения обязательных ПС на предприятиях – см. таблицу.

Плюсы

Минусы

Для работодателя упрощается разработка должностных инструкций и определение квалификационных требований к персоналу. Более понятно, какие именно характеристики оценивать при отборе кандидатов на должность или в ходе аттестации. Проще и аргументировать отказ в приеме на работу

Придется понести немалые затраты временных и трудовых ресурсов в процессе подготовки и утверждения внутренней кадровой документации организации в соответствии с требованиями, установленными в ПС. Обу­чение, повышение квалификационного уровня персонала также требуют много времени и внушительного финансирования

Работнику же будут ясны предъявляемые к нему требования и их обоснованность

Но, несмотря на существенные недостатки системы, многие эксперты убеждены, что внедрение ПС на предприятии позволит упорядочить трудовые функции и привести их в соответствие с современными рыночными условиями, в частности заменить устаревшие названия профессий на актуальные.