М. Алферова, аудитор

Источник: Журнал "Главбух"

С 2015 года Крым и Севастополь перешли на российское законодательство, в том числе и трудовое (Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ). И сейчас трудовые отношения в Крыму и Севастополе подчиняются законам и нормативным правовым актам РФ.

До этого момента к трудовым отношениям, возникшим до 15 октября 2014 года (даты вступления в силу Федерального закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ), наряду с российским законодательством применялись нормы, действовавшие на территории Крыма и Севастополя до их дня принятия в состав России. Правда, в части, не противоречащей российскому трудовому законодательству.

Трудовые договоры

Итак, трудовые отношения в Крыму и Севастополе регулируются с учетом требований Закона № 299-ФЗ.

Трудовые договоры, заключенные до 15 октября 2014 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права. Условия трудовых договоров, не соответствующие этим требованиям, прекратили действие с 1 января 2015 года. А с 15 октября 2014 года трудовые договоры, заключенные с крымчанами и севастопольцами, расторгаются по основаниям и в порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Документы об образовании

Компании, которая ведет деятельность в Крыму или Севастополе, для заключения трудового договора или продления уже возникших трудовых отношений могут потребоваться документы:

  • об образовании (квалификации) или наличии специальных знаний;
  • о наличии у работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права);
  • другой документ.

При приеме документов от работников надо учитывать следующее. Документы, выданные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, которые действовали на территории Крыма и Севастополя до дня их принятия в РФ, признаются в случаях и в порядке, которые предусмотрены российским законодательством.

Отметим, что вопрос признания в России документов об образовании, полученных в Украине, рассмотрен Рособрнадзором в письме от 30 сентября 2014 г. № 02-645. Согласно ему, в процедуре признания иностранных документов не нуждаются:

  • документы гособразца, полученные в Украине после 26 мая 2000 года (Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, подписано 26 мая 2000 г. в г. Москве);
  • документы об образовании лиц, признанных гражданами РФ в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
  • документы, полученные в Украине до 15 мая 1992 года, поскольку в настоящее время они на территории РФ не считаются иностранными (Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»).

Трудовые книжки

Трудовые книжки работников, оформленные по законодательству Крыма и Севастополя до их вступления в РФ, заменять не нужно. При этом они ведутся в порядке, установленном российским трудовым законодательством (применяются Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

По желанию работника компания оформляет ему новую трудовую книжку российского образца.

Отметим, что на Украине вопросы, связанные с порядком ведения трудовых книжек, их хранением, изготовлением, поставкой и учетом, регулируются, в частности:

  • Кодексом законов о труде Украины;
  • постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1993 г. № 301 «О трудовых книжках работников»;
  • Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 г. № 58.

Гарантии и компенсации

При установлении работникам из Крыма и Севастополя гарантий и компенсаций в 2015 году нужно руководствоваться только Трудовым кодексом Российской Федерации. То есть теперь не важно, что в некоторых случаях украинские нормативные акты, действовавшие в Крыму до дня принятия его в РФ, предусматривали более высокий уровень гарантий и компенсаций (ст. 3 Закона № 299-ФЗ).

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска крымчан и севастопольцев, предоставляемого за период работы до 1 января 2015 года, зависит от даты заключения с ними трудового договора. Если договор заключен до 15 октября 2014 года, продолжительность отпуска исчисляется в соответствии с законодательством, действовавшим в Крыму и Севастополе до дня их принятия в РФ. Если договор заключен после этой даты, продолжительность отпуска определяется по нормам Трудового кодекса РФ.

Спецоценка и аттестация рабочих мест по условиям труда

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в организациях Крыма и Севастополя по нормам, применяемым на этих территориях до дня их принятия в состав РФ, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Исключение – случаи проведения внеплановой проверки спецоценки (указаны в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Причем до 1 января 2016 года признаются действительными результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, если срок действия аттестации закончился в период со дня принятия в РФ Крыма и Севастополя до 1 января 2015 года. И опять же исключение – случаи внепланового проведения спецоценки.

Отметим, что внеплановая спецоценка условий труда должна проводиться при:

  • вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получении компанией предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки условий труда;
  • изменении технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов на работников;
  • происшедшем на рабочем месте несчастном случае на производстве (если он случился не по вине третьих лиц) или выявленном профессиональном заболевании, причинами которых явилось воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов;
  • поступлении предложений от профсоюза или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда.

Результаты аттестации рабочих мест могут использоваться для целей, определенных статьей 7 Закона № 426-ФЗ, в порядке, установленном этим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Если в компаниях, которые ведут деятельность на территории Крыма и Севастополя, аттестация рабочих мест не была проведена, с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.