Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
  

ТОП СТАТЕЙ  МЕСЯЦА
     
 
  1. Уважаемые налогоплательщики «С новым 2015 годом!» или добро пожаловать в ад! 
  2. Новые основания заполнения налоговой декларации по НДС с 01.01.2015 года 
  3. Налоговые изменения с 2015 года 
  4. Об оплате труда в выходные и праздничные дни 
  5. Организация преобразуется из ЗАО в ООО: последствия в бухгалтерском учете 
  6. О командировках сопряженных с выходными 
 
     
самые читаемые  
самые полезные  
самые обсуждаемые

Выплата материальной помощи и ее налогообложение


И. Шиндер, эксперт журнала

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" № 8/2012

Работникам учреждения, студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может быть оказана материальная помощь. Ее выплату также производят при рождении ребенка, уходе в отпуск, регистрации брака и в других случаях. Перечень оснований для выплаты материальной помощи, порядок ее выплаты и размеры должны быть предусмотрены внутренними локальными документами. В статье рассмотрим порядок выплаты материальной помощи. Кроме того, разберемся, возникает ли у учреждения обязанность по удержанию из этой выплаты НДФЛ, начислению страховых взносов и нужно ли учитывать сумму материальной помощи при исчислении налога на прибыль.

Как было указано выше, выплата материальной помощи должна быть регламентирована внутренними актами, например, коллективным договором, положением об оплате труда.

Работник учреждения (студент, бывший работник или родственник), претендующий на получение материальной помощи, должен обратиться к работодателю с письменным заявлением с указанием в нем причин, побудивших его обратиться за материальной помощью, и приложить в необходимых случаях документы, подтверждающие указанную в заявлении причину (копии свидетельств о рождении, браке, смерти и др.).

Решение о выплате работнику (студенту) материальной помощи принимает руководитель учреждения. Принятое им решение об оказании материальной помощи оформляется приказом.

Источником выплаты материальной помощи в государственном (муниципальном) учреждении могут быть как средства бюджета, субсидий, так и средства, полученные от приносящей доход деятельности.

На оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете (п. 32 Типового положения[1]).

Материальная помощь, налоги и страховые взносы

Рассмотрим, являются ли суммы материальной помощи объектами обложения НДФЛ, страховыми взносами во внебюджетные фонды, учитываются ли они при исчислении налога на прибыль.

Налог на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, из п. 1 ст. 210 которой следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Если из дохода работника по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

В то же время в ст. 217 НК РФ приведен перечень видов доходов, не облагаемых НДФЛ. Так, согласно п. 8 этой статьи не облагаются данным налогом суммы единовременных выплат в виде материальной помощи, производимых:

  • налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты;
  • членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;
  • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источника выплаты;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Кроме того, не являются объектом обложения НДФЛ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в сумме, не превышающей 4 000 руб. в течение налогового периода (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при выплате материальной помощи по иным основаниям, а также с сумм превышения установленных выше размеров нужно производить исчисление и удержание НДФЛ.

Материальная помощь нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выдаваемая за счет средств стипендиального фонда, облагается НДФЛ на полном основании. Как указано в письмах ФНС РФ от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5392@ «О налоге на доходы физических лиц», Минфина РФ от 26.04.2011 № 03-04-05/3-301, оснований для освобождения от обложения НДФЛ такой материальной помощи в ст. 217 НК РФ не содержится.

Согласно ст. 230 НК РФ учреждения обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, разработанных учреждением самостоятельно. Кроме того, учреждения, используя данные учета, обязаны также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2‑НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», приведенной в приложении 1 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7-3/611@[2].

В разделе 3 «Доходы, облагаемые налогом по ставке __%» этой формы указываются сведения о доходах, полученных физическими лицами в денежной и натуральной форме, по месяцам налогового периода, в том числе суммы материальной помощи, выданной учреждением работникам (бывшим работникам или родственникам).

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ)).

В статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, в частности:

а) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой (пп. 3 п. 1):

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

б) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 ст. 9).

Материальная помощь нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выдаваемая за счет средств стипендиального фонда, не облагается страховыми взносами, так как ее выплата осуществляется не в рамках трудовых отношений с учреждением.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из положений ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) объектами обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В статье 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ перечислены выплаты материальной помощи, выдаваемой по тем же основаниям, что указаны в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, которые не облагаются страховыми взносами.

Таким образом, на материальную помощь, выдаваемую работникам по иным основаниям, и на превышение указанных сумм будут начисляться страховые взносы на травматизм.

На материальную помощь, выдаваемую нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, за счет средств стипендиального фонда, не начисляются страховые взносы, так как ее выплата осуществляется не в рамках трудовых отношений с учреждением.

Налог на прибыль. Пунктом 23 ст. 270 НК РФ определено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

Однако в письмах от 03.07.2012 № 03-03-06/1/330, от 15.05.2012 № 03-03-10/47 Минфин привел разъяснения по поводу применения положений этого пункта к единовременным выплатам работникам при предоставлении им ежегодного отпуска. По мнению финансового ведомства, такие выплаты, если они предусмотрены коллективным договором и зависят от размера заработной платы (начисляются в процентах к окладу) и соблюдения трудовой дисциплины, то есть связаны с выполнением работником его трудовой функции, являются элементом системы оплаты труда и не признаются материальной помощью по смыслу ст. 270 НК РФ.

При этом он руководствовался ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Такой же вывод прозвучал в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № ВАС-4350/10. В нем указано, что к материальной помощи, не учитываемой в составе расходов согласно п. 23 ст. 270 НК РФ, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением физическим лицом его трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. К таким событиям, в частности, могут быть отнесены причинение вреда в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, смерть члена семьи, рождение или усыновление ребенка, тяжелое заболевание.

Учитывая вышеизложенное, единовременные выплаты работникам учреждения, производимые к отпуску (если они связаны с выполнением трудовых функций), могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ, вместе с тем сумма выплаты материальной помощи, производимая по основаниям, не связанным с выполнением трудовой функции, не учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Из Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, следует, что расходы на выплату материальной помощи относятся на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.

В бухгалтерском учете для учета расчетов по выплате материальной помощи используется счет 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» (п. 256 Инструкции № 157н[3]).

Следует обратить внимание, что суммы материальной помощи не формируют себестоимость товаров (работ, услуг), поэтому эти суммы нужно относить на счет 0 401 20 211 «Расходы по заработной плате».

В таблице приведем корреспонденцию счетов, которой отражается в бухгалтерском учете начисление и выдача материальной помощи:

Содержание операции

п. 102 Инструкции № 162н*

п. 85, 128 Инструкции № 174н**

п. 88, 131 Инструкции № 183н***

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление материальной помощи

040120211

030211730

040120211

030211730

040120211

030211000

Выплата материальной помощи из кассы учреждения

030211830

020134610

030211830

020134610

030211000

020134000


*  Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Рассмотрим на примере порядок отражения операций, связанных с выплатой материальной помощи.

Пример

В течение месяца бюджетным образовательным учреждением была произведена выплата:

а) за счет средств от приносящей доход деятельности:

  • материальной помощи Казакову И. Н. в связи с его выходом на пенсию в размере 6 000 руб.;
  • материальной помощи Павлову Н. В. в связи с рождением ребенка в сумме 8 000 руб.;

б) за счет средств стипендиального фонда (целевые субсидии) материальной помощи студенту Гаврилову С. Р. в размере 4 000 руб.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено начисление материальной помощи Казакову И. Н., Павлову Н. В., Гаврилову С. Р.

2 401 20 211

2 302 11 730

18 000

Произведено удержание НДФЛ с суммы материальной помощи, выплаченной:

 

 

 

- Казакову И. Н. (с суммы материальной помощи, превысившей установленный законодательством РФ предел)

(6 000 - 4 000) руб. х 13%;

2 302 11 830

2 303 01 730

260

- Гаврилову С. Р.

(4 000 руб. х 13%)

5 302 11 830

5 303 01 730

520

Произведено начисление страховых взносов на сумму материальной помощи, начисленной Казакову И. Н., превысившей установленный законодательством РФ предел:

 

 

 

- в ФСС (2,9%)

(6 000 - 4 000) руб. х 2,9%;

2 401 20 213

2 303 02 730

58

- в ФФОМС (5,1%)

(6 000 - 4 000) руб. х 5,1%;

2 401 20 213

2 303 07 730

102

- в ПФР на страховую часть трудовой пенсии (16%)

(6 000 - 4 000) руб. х 16%;

2 401 20 213

2 303 10 730

320

- в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии (6%)

(6 000 - 4 000) руб. х 6%;

2 401 20 213

2 303 11 730

120

- на травматизм (0,2%)

(6 000 - 4 000) руб. х 0,2%

2 401 20 213

2 303 06 730

4

Произведена выдача материальной помощи из кассы учреждения:

 

 

 

- Казакову И. Н.

(6 000 - 260) руб.;

2 302 11 830

2 201 34 610

5 740

- Павлову Н. В.;

2 302 11 830

2 201 34 610

8 000

- Гаврилову С. Р.

(4 000 - 520) руб.

5 302 11 830

5 201 34 610

3 480


[1] Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 № 487.

[2] Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников».

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.


Опубликовано на Audit-it.ru: 28 августа 2012 г.
Оцените полезность статьи (5* - наивысшая):   12345    (текущий рейтинг: 3,6 | 14 человек проголосовало)
Add comment
Ваше имя:  
Код безопасности
Введите код безопасности
Ваш комментарий:

Если Вы зарегистрируетесь, то сможете получать новые комментарии по e-mail.