ООО “КЛАСС-ФИНАНС

Получение прибыли и высокой отдачи на инвестированный капитал — финансовые цели номер один для бизнеса. Иногда, правда, вспоминаются и другие приоритеты, такие как удовлетворение потребностей рынка, строжайшее соблюдение интересов всех стейкхолдеров или реализация какой-либо глобально значимой миссии. Однако, на деле здесь не обходится без доли лукавства, поскольку без достаточного профита эти цели вряд ли будут столь уж интересны собственникам.

Итак, как же оценить прибыль? Как пробраться через частокол коэффициентов, иностранных и не очень названий? Как подобрать нужные для себя коэффициенты и как их правильно интерпретировать?

Кроме того, надо признать очевидный факт, что в систему финансового анализа уже давно вошли и закрепились иностранные термины. Конечно, можно было бы и дальше продолжать оперировать прибылью и рентабельностью, но тогда вы, возможно, если и не закрываете, то уж точно прикрываете некоторые двери в деловой мир. Но когда приходит время (а оно обязательно придёт для компании, которая развивается) общаться с банками и инвесторами, выясняется, что существуют какие-то показатели, которыми оперируют финансовые институты, а они в вашем случае или как-то неоднозначно звучат, или звучат не очень. И теряем мы на сделках прибыль, так как не можем вовремя получить деньги в оборот или отрабатываем кредиты с повышенной ставкой.

Давайте постепенно разбираться.

В западной практике для обозначения дохода и прибыли как финансовой квинтэссенции бизнеса используется ряд близких по звучанию, но различных по содержанию, показателей: Net Income и Net Profit , Total Revenue и Net Sales , Net Profit Margin и Gross Profit Margin . Нельзя сказать, что показатели эти только-только вошли в нашу действительность, однако факт наличия вокруг них некоего ореола туманности и загадочности (а можно и “загадочной туманности”, кому как удобнее), остаётся очевидным.

И часто задаваемыми вопросами здесь являются следующие:

  1. Нет профит и гросс профит — в чём между ними основная разница?

  2. Net Profit и Net Income — одно и то же? Или нет?

  3. Наконец, в чём измеряется Gross Profit Margin, и что этот показатель реально означает на практике?

Что ж, попробуем развеять возникшую туманность и пролить свет на истинную суть данных показателей, заодно разобравшись — “that is that” и что, с чем и каким образом соотносится.

Total Revenue и Net Sales

Начать предлагаем с самого сверху, а если точнее — с самых верхних строчек отчёта о финансовых результатах, где, собственно, и аккумулируются предпосылки для получения прибыли. Речь идет о том, что в верхних позициях отчёта о финансовых результатах представлены такие показатели, как чистые продажи (Net Sales) и чистый доход (выручка) от реализации (Revenue).

Чистые продажи представляют собой разницу между валовыми продажами (Gross Sales) и всеми скидками, возвратами и другими предоставленными покупателям бонусами. Что касается показателя Revenue , то он имеет более широкое по сравнению с Net Sales значение — в него включены не только доходы от продажи основной продукции, но и другие виды доходов, в том числе и от неосновной деятельности.

Gross Profit, Net Profit и Net Income

Показатели Net Sales и Revenue , по сути, отражают доходную часть бизнеса компании. Однако это ещё не прибыль, поскольку для её получения нужно произвести определенные действия, обязательно сопряженные с затратами.

Если же из показателя чистого дохода от продаж продукции (Net Sales) вычесть те затраты, которые компания понесла на её непосредственное изготовление, на выходе мы получим показатель Gross Profit , в переводе означающий валовую прибыль. В данном случае можно записать следующее выражение:

Gross Profit = Net Sales − Cost of goods sold

Важно помнить, что к сумме Cost of goods sold , т. е. к стоимости реализованных товаров, относятся только связанные с ними прямые затраты. Например, если речь идёт о затратах на покупку сырья и материалов, либо же заработной плате работникам завода, то такие затраты относятся к стоимости реализованных товаров.

Если же говорить об административных или операционных издержках (например, заработная плата руководства компании или расходы по аренде и содержанию офиса), то они не включаются в Cost of goods sold , соответственно — не учитываются при расчёте гросс профит .

Указанные издержи берутся во внимание при расчёте показателя чистой прибыли компании — Net Profit. Если брать буквально, то показатель Net Profit (перевод дословно с английского: “чистый доход”) представляет собой прибыль, которую получает компания после:

  • покрытия всех операционных издержек (Total Operating Expenses, TOE);

  • выплат причитающихся кредиторам процентов (Interest Expense, IE) и налогов государству (Taxes)

Net Profit = Gross Profit − TOE − IE − Tax

В целом логика формирования показателя Net Profit должна быть ясна и понятна даже тем, кто никогда не сталкивался с международными учётными стандартами и показателями, однако работал с их отечественными аналогами. Наиболее близкий по смыслу к “нет профит” — чистая прибыль после налогообложения.

Другой близкий по смыслу показатель — Net Income . Он представляет собой чистый денежный поток, остающийся в распоряжении предприятия после покрытия всех затрат на ведение хозяйственной деятельности. Грубо говоря, это остаток наличности, которым располагает бизнес на выходе. При расчёте Net Income сумма валовой прибыли корректируется за счёт:

  • покрытия суммарных эксплуатационных затрат (SG&A expenses);

  • компенсации расходов на исследования и разработки (R & D);

  • покрытия суммы износа и амортизации оборудования (Depreciation and amortization , DA);

  • уплаты процентов по кредитам (Interest Expense, IE) и налогов (Taxes).

Net Income = Gross Profit − SG&A − R&D − DA − IE − Tax

Net Profit Margin и Gross Profit Margin

Показатели Gross Profit , Net Profit и Net Income характеризуют количественную сторону прибыльности бизнеса и показывают, сколько соответствующей прибыли способна генерировать компания — в рублях, долларах США, фунтах стерлингов и любой другой валюте.

Однако, знание того, что компания заработала за прошлый год, скажем 1,5 миллиона USD Gross Profit , а ее Net Profit составила 720 тысяч USD , не позволяет ответить на пару важных вопросов:

  1. насколько хорошо сработал бизнес?

  2. насколько велик запас его устойчивости, например, к снижению цены или росту прямых издержек?

Вот здесь на помощь и приходят относительные показатели маржинальности (в нашей классической интерпретации — прибыльности или рентабельности), величина которых выражается в процентах — Net Profit Margin и Gross Profit Margin.

Так, Net Profit Margin (NPM), оцениваемый как соотношение чистой прибыли (Net Profit) к доходу от продаж (Net Sales) или выручке (Revenue), в сущности представляет собой классический показатель чистой рентабельности реализации. Скажем, значение NPM на уровне 10% означает, что каждый рубль продаж или оборота гарантирует компании получение 10 копеек чистой прибыли.

С Гросс профит маржин всё обстоит аналогично, только в числителе вместо Net Profit используется показатель валовой прибыли — Gross Profit. Этот показатель является индикатором маржинальности продаж и показывает, какая часть дохода от продажи останется в распоряжении компании после того, как та покроет затраты (Cost of goods sold), напрямую связанные с реализованной продукцией.

Надеемся, что мы хоть немного помогли разложить по полочкам все эти определения и их показатели.

Но именно немного. На практике все результаты и коэффициенты должны подвергаться тщательному анализу и интерпретации. Не торопитесь хвататься за голову, разносить вдребезги бухгалтеров и финансистов и, конечно, даже не пытайтесь что-то подчистить или подправить в случае, если коэффициенты и показатели будете обсуждать с инвесторами, банками, акционерами. У любого результата есть логическое объяснение. Обязательно надо всё подвергать тщательному анализу, мониторить показатели в динамике.