Источник: Пресс-служба СРО НП "ИПАР" и СРО НП АСС

2 февраля 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, занимающихся аудитом общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОЗХС), переданы Федеральному казначейству.

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить непрерывность осуществления передаваемых Федеральному казначейству функций, предусмотреть сохранение кадрового потенциала упраздняемого Росфиннадзора, а также в срок до 1 мая 2016 г. внести в Государственную Думу ФС РФ проект Федерального закона, направленного на реализацию Указа Президента.

Что думает профессиональное сообщество?

«На данный момент происходит разработка документов, приостановлены все проверки Росфиннадзора, и пока не ясно, каким образом будет функционировать новый проверяющий орган. Очевидно одно – сохраняется дублирование функций СРО в части проверок аудиторских организаций», – отметил Дмитрий Лимаренко, генеральный директор ЗАО «Универс-Аудит», член Правления НП ААС.

По словам эксперта, острой необходимости в проверках со стороны Росфиннадзора никогда не было. Саморегулируемые организации осуществляют проверки всех своих членов, а не только занимающихся аудитом ОЗХС. Дмитрий Лимаренко считает целесообразным совсем отказаться от двойного контроля за деятельностью аудиторских организаций, наделив уполномоченный орган функциями по проверке организации и осуществления саморегулируемыми организациями внешнего контроля качества работы своих членов.

Член Правления НП ААС, заместитель генерального директора ЗАО «Аудиторская компания «Холд-Инвест-Аудит» Марина Майданчик предлагает «с целью эффективной реализации принципов саморегулирования аудиторской деятельности в РФ, а также с целью снижения административного влияния на аудиторскую профессию, освобождения государства от выполнения им явно избыточных функций (контроль эффективно выполняют СРО), внести изменения в Закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ в части освобождения уполномоченного федерального органа по контролю и надзору от обязанности осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций. Возложить на Федеральное казначейство обязанности по контролю исполнения требований законодательства о прохождении обязательного аудита субъектами аудиторской деятельности (организациями, для которых прохождение аудита является обязательным)».

«Федеральному казначейству необходимо передать полномочия контроля за соблюдением требования закона об обязательном прохождении аудиторской проверки аудируемыми лицами,» - отметила Наталья Бородина, первый заместитель генерального директора ООО "Аудит-НТ", член Правления НП ААС.

Следует отметить, что в настоящее время массовый характер носят случаи нарушений требований закона о проведении обязательного аудита. Основной причиной является отсутствие оснований и механизма привлечения компаний и их руководителей к ответственности.

СРО аудиторов неоднократно выступали с инициативой о введении жесткой административной ответственности за отказ предприятий, подлежащих обязательному аудиту от его проведения, и определения государственного органа, компетентного осуществлять контроль в данной сфере.

На сегодня вопрос не решен, несмотря на очевидные негативные последствия, способствующие развитию теневого бизнеса, искажениям реального финансового положения предприятий наиболее значимых отраслей, недобросовестным действиям, дальнейшему усугублению кризиса в экономике.

Недостоверность статистической информации способствует принятию государственными органами неэффективных управленческих решений, определению нецелесообразных мер по реформированию экономики страны.

Профсообщество предлагает ввести и обеспечить применение норм ответственности за непрохождение обязательного аудита в целях защиты интересов государства, собственников, инвесторов, вкладчиков. Законы должны выполняться и должны быть созданы механизмы для выполнения законов.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой дважды проверяют того, кто проводит аудит, и никто не контролирует тех, кого должны аудировать.

Разумным представляется предложение передать указанные функции Федеральному казначейству.

Также мы попросили дать свой комментарий Ольгу Носову, члена Правления НП ААС, генерального директора НП ААС, члена Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, которая отметила следующее: «Одной из основополагающих функций саморегулируемой организации аудиторов является осуществление внешнего контроля качества и применение мер воздействия в отношении своих членов – аудиторов и аудиторских организаций. В настоящее время выполнение данной функции дублируется Росфиннадзором. С целью устранения избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов, сокращения бюджетных расходов целесообразно исключить из компетенции Федерального казначейства полномочия по осуществлению контроля в отношении аудиторских организаций. Это будет способствовать реализации принципов саморегулирования аудиторской деятельности в России и снижению административного влияния на аудиторскую профессию».

Следует напомнить, что в настоящее время аудиторские организации, проводящие обязательный аудит предприятий, перечень которых предусмотрен частью 3 статьи 5 Закона №307-ФЗ, проходят внешний контроль качества чаще остальных – раз в три года. При этом, СРО и уполномоченный федеральный органом по контролю и надзору проверяют те же периоды деятельности, контролируют выполнение тех же требований, стандартов и правил.

Это необоснованное отвлечение финансовых, трудовых ресурсов организации. Двойной контроль за деятельностью аудиторских организаций ведет к размыванию зоны ответственности за эффективность внешнего контроля качества и за его последствия.

Контроль качества своих членов должно осуществлять профессиональное сообщество, заинтересованное в повышении качества аудиторских услуг, вытеснении с рынка недобросовестных участников.

Более того, по результатам проведения внешнего контроля качества применяются меры воздействия в отношении аудиторской организации: меры дисциплинарного воздействия - по решению СРО (ч. 1 ст.20 ФЗ-307); иные меры воздействия – по решению уполномоченного федерального органа по контролю и надзору (ч.6 ст.20 ФЗ-307)). Таким образом, за одни и те же допущенные аудиторской организацией нарушения она может быть неоднократно привлечена к ответственности.

Соответственно необходимо исключить из компетенции подведомственной Минфину России Федеральной службы полномочия по представлению в СРО аудиторов обязательных для исполнения предписаний о приостановлении или прекращении членства в СРО (исключении из реестра) проверенной аудиторской организации.

Как далее отметила Носова Ольга, «считаю целесообразным возложить на Федеральное казначейство осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, освободив от этой функции уполномоченный федеральный орган – Минфин России. Через контроль за деятельностью СРО Казначейство будет иметь возможность контролировать, в том числе, и выполнение функции по проведению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций – членов СРО. Такая мера позволит разделить функции регулирования и контроля СРО, выполняемые в настоящее время Минфином России, и передать функции контроля за СРО аудиторов органу, не наделенному полномочиями определения государственной политики в области аудиторской деятельности».

Аудиторским сообществом неоднократно обращалось внимание на недопустимость нарушения положений Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии которым федеральное министерство, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.