Автор: Резниченко Д. В., сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

Когда мы близко соприкасаемся с бухгалтерским учетом и аудиторской профессией, их деятельность всегда является предметом дебатов и дискуссий. Много слов говорится о независимости и компетенции, о детальных аналитических процедурах, выборке и эффективности аудита. Компетенция аудиторов покрывает обширную сферу финансовой деятельности компании и ее отчетности. Еще большее внимание уделяется недобросовестному исполнению своих обязательств аудиторами, которое иногда приводит к огромным скандалам, банкротству компаний и потерям вкладов инвесторов.

Было ли так всегда? Многие аналитики небезосновательно приписывают заострение внимания к аудиторской деятельности в 2001 году и скандалу в США, получившему название «Дела Enron» и последующей гибели одной из крупнейших аудиторских компаний Артур Андерсен. Это дело заслужено считается самым громким в мировой истории, в котором было замешано множество публичных персон, побудившее целую цепочку других расследований и которое осветило профессию аудитора на весь мир. Республиканская партия потеряла много голосов и акций в те времена и сам президент США адресовал критические замечания в сторону аудиторов. В 2002 году компания Артур Андерсен, основанная в 1913 году, входившая в «Большую Пятерку» аудиторских компаний, имевшая 9,3 миллиардов долларов годового дохода и 2,4 тысяч компаний-клиентов из числа зарегистрированных американской Комиссией по ценным бумагам и биржам, перестала существовать. Именно после «Дела Enron» остро стал вопос независимости аудиторов.

Для того, чтобы понять как предотвратить подобные кризисы, нужно понимать что в сущности их вызвало и насколько важны для инвесторов правдивость и обьективное представление реальности дел. Поэтому мы расскажем Вам что же произошло в ведущей американской энергетической компании Enron, а затем и в повторившей ее участь телекоммуникационной компании №2 в США WorldCom Inc.

Против менеджмента Enron выдвигались обвинения в фальсификации отчётности, вводившей в заблуждение инвесторов. В процессе расследования было выявлено, что руководство, манипулируя цифрами, скрыло реальный уровень долга путем переложения 8,5 миллиардов фунтов стерлингов групповых обязательств на тысячи специально созданных юридических лиц на офшорах, счета которых не были консолидированы в финансовой отчетности компании, о которой специалисты аудиторской компании Артур Андерсен давали положительные заключения, а все документы связанные с аудитом уничтожили.

В случае с WorldCom Inc., компания завысила свою прибыль на сумму, превышающую 3,8 миллиардов долларов путем перевода части операционных затрат в состав капитальных вложений. В дополнение они занизили сведения о ссудах на сумму 2,5 миллиарда долларов.

Можно сделать следующий вывод:

Причинами краха компаний в первую очередь послужило отсутствие эффективной системы внутреннего и внешнего контроля, а также противоречие между интересами менеджеров высшего звена, получающих вознаграждение в процентом отношении к показанной бухгалтерской прибыли, и интересами корпорации в целом. Данный конфликт интересов заставлял менеджмент компании скрывать убытки и завышать доходы.

Кроме расследования «Дела Enron», проверке подверглись и другие клиенты Артур Андерсен, в результате чего последовательно банкротами себя признали компании WorldCom, Qwest Communications, Merck, Global Crossing и даже благотворительная религиозная организация «Baptist Foundation of Arizona».

Этот скандал произвел огромное влияние. Все начали работать в направлении предотвращения повторения такого кризиса. Только тогда обратили внимание на безконтрольность аудита, на подход к регулированию управленческого и бухгалтерского учета, введения многоуровневой системы финансового контроля и качества. Результатом этого стало возникновение PCAOB и принятие в 2002 году Закона Сарбейнза — Оксли (закон «SOX»), ужесточившего требования к финансовой отчётности и установившего ответственность аудиторских компаний в 2 миллиона долларов США за некачественный аудит.

Комментарии экспертов:

1. Чтобы такого не повторилось необходимо повышение качества всего аудиторского процесса. Самый главный вопрос повышения качества - это создание рабочих документов должного уровня, которые не возможно будет уничтожить. Для этого их нужно хранить на специальных серверах, защищенных от несанкционированного доступа.

2. Повышение качества – это не разовое действие, а длительный процесс, который происходит по мере приобритения компанией опыта деятельности на рынке. Вот почему для предоставления не только аудита, но и любых других услуг, так важно выбирать сетевые именитые компании, которые строго придерживаются всех правил, имеют проверенную годами многоуровневую систему контроля качества и входят в мировую сеть или ассоциацию аудиторских и консалтинговых фирм, которая из года в год совершенствует свой подход к аудиту и его процедурам.

3. По нашему мнению, главным для инвесторов является не выявление проблем, а их профилактика и предупреждение. Для достижения этой цели независимых внешних аудиторов нужно приглашать в компанию не по окончании очередного года, когда отчетность уже закрыта и нет времени для маневра по исправлению текущих ошибок, переходящих из квартала в квартал. Этим можно выявить наличие уже существующих проблем и столкнуться с их последствиями в ближайшем обозримом будущем. Для предупреждения возможных искажений в конце года аудиторов нужно приглашать к контролю компании или ее бизнес-единиц ежеквартально, чтобы ошибки исправлялись мгновенно, интерпретировались, анализировались и применялись организационно-технические мероприятия по их недопущению. Это принесет намного больше пользы, чем просто годовой аудит, так как в процессе ежеквартального аудита можно:

- обратиться в ГФС за разъяснениями по налогам (в результате разночтения);

- заказать судебно-экономическую экспертизу;

- или даже правовую экспертизу в Институте государства и права.

4. Одной из важных функций аудитора является тщательное исследование и принятие мер во избежание случаев мошенничества и злоупотребления служебным положением на предприятии, включающее методы планирования выборки в ответ на оцененные риски.

5. Аудиторы должны понимать, что им вероятнее всего понадобятся различные эксперты, экологи, технологи и оценщики и т.п., потому что много вопросов возникает в связи с технологиями, экологией, обесценением имущества, компания не улавливает этот момент вовремя и теряет активы. Все эти дополнительные услуги нужны компаниям, но многие менеджеры не чувствуют этих рисков. Это утверждение также находит свое выражение в требованиях МСА №620 «Использование работы эксперта».