ООО "Корн-Аудит"

Известно, что транспортные средства, имеющие разрешенную массу свыше 12 тонн (далее именуемые «большегрузами») причиняют вред автомобильным дорогам. В счет возмещения данного вреда вносится плата. В данной ситуации у бухгалтеров часто возникает вопрос – можно ли учитывать данную плату в составе расходов в налоговом учете?

Состав расходов

В целях налога на прибыль могут учитываться, в частности, прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Следовательно, плата за возмещение вреда, причиняемого автодорогам транспортными средствами-большегрузами, может учитываться в составе расходов в целях расчета налога на прибыль на основании п. 49 ч. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией).

Однако напомним, что уменьшать налоговую базу могут только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Экономическое обоснование

Движение транспортных средств-большегрузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого ими автодорогам. Такое правило установлено положениями п. 1 ст. 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г.

Следовательно, затраты на оплату возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами-большегрузами, являются экономически оправданными (поскольку направлены на исполнение предписаний законодательства).

Кроме того, в судебной практике отмечается, что внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, является для владельцев транспортных средств условием для дальнейшего использования автомобильной дороги.

Документальное подтверждение

Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами-большегрузами, установлены Постановлением Правительства РФ № 504 от 14 июня 2013 г. (п. 8 ст. 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г.).

Согласно п. 6 данных Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства ведет персонифицированную запись. Эта запись, в частности, включает: маршрут, пройденный транспортным средством, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, а также операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств.

Следовательно, подтверждающими документами в отношении указанных расходов будут служить:

– отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства-большегруза с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства;

– первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного транспортного средства на соответствующем маршруте.

При этом важным условием является тот факт, что использование транспортных средств-большегрузов по данному маршруту должно быть для осуществления деятельности, направленной на получение доходов (абз. 4 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Подведем итоги:

Плату за возмещение вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами-большегрузами можно учитывать в целях расчета налога на прибыль (в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией). При этом важно, чтобы данные расходы были документально подтверждены.

Разделяет данную позицию и Минфин России. В частности, в письмах от 11 января 2016 г. № 03-03-P3/64, от 27 ноября 2015 г. № 19-02-05/7/69769.

Подтверждается данная позиция и мнением судов. В частности, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 марта 2015 года по делу № А29-767/20145, ФАС Московского округа от 20 июня 2014 года № А40-110708/13 (по поводу аналогичной платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов).