Попов П. А.

Журнал "Главная книга" № 13/2012

http://www.facebook.com/G.kniga

Должны ли "офисные" компании перечислять плату за загрязнение окружающей среды?

Плата за загрязнение окружающей среды в небольших компаниях всегда была головной болью бухгалтеров, так как отдельного эколога в штате нет. И именно бухгалтерам приходится заниматься расчетом платы, сдачей соответствующей отчетности и "защитой" расчета в органах контроля.

А тут еще недавно появились Методические рекомендации Росприроднадзора, которые рассказывают инспекторам, как выявлять и штрафовать неплательщиков платы <1>. Так что проверки наверняка участятся.

Итак, что с этой платой происходит сейчас и нужно ли бухгалтерам "офисных" компаний следить за всей этой "мусорной" темой?

Проверьте, обязаны ли вы вносить плату

Вариант 1. Вы сбрасываете мусор в контейнеры

В последующем его вывозят на свалку мусоровозами по договору - вашему или арендодателя, если вы арендатор. Инспекторы до сих пор считают, что вносить плату за мусор в такой ситуации должны вы, так как именно в результате вашей деятельности он образовался. Но если вас попробуют оштрафовать за невнесение платы в части вывезенного мусора, смело обжалуйте постановление о наложении штрафа. Ведь плата вносится за размещение отходов. А еще в 2009 г. ВАС РФ решил: если собственник недвижимости вывозит мусор на не принадлежащий ему объект размещения (свалку, полигон ТБО), он размещением отходов не занимается <2>. Этим занимается владелец объекта размещения отходов <3>. Суды следуют позиции ВАС и не дают органам контроля взыскивать плату и штрафовать за ее невнесение в части вывозимого на свалки мусора <4>.

Вариант 2. У вас есть транспорт - свой или арендованный

Это железное основание вносить плату, рассчитываемую как произведение потребленного объема топлива (литры топлива переводим в тонны), ставки платы по соответствующему топливу, регионального и годового (по Закону о бюджете) коэффициентов <5>.

В то же время проверить данные о расходе топлива инспекторы смогут только в ходе выездной проверки, которую еще надо назначить. Ведь само наличие на балансе транспорта еще не означает факта негативного воздействия <6>. Впрочем если у вас транспортная компания, то суды могут посчитать факт эксплуатации транспорта доказанным <7>.

Что грозит нарушителям

Штраф за невнесение платы "за грязь" составляет 50-100 тыс. руб. <13> Причем формулировка ст. 8.41 КоАП РФ ("невнесение в установленные сроки платы") такова, что опаздывать с уплатой хотя бы на день опасно: на ровном месте можно получить минимальный штраф 50 тыс. руб.

Предупреждаем руководителя

Обязательно нужно иметь паспорта на образующиеся в организации отходы I-IV классов опасности (а это, в том числе, и несортированный мусор от бытовых помещений <8>) и сдавать отчетность по образованию и движению отходов <9>. Иначе орган контроля может оштрафовать за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий <10> или за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами <11>. А здесь потолки штрафа для организации - 100 и 250 тыс. руб. соответственно <12>.

Имейте в виду, если у вашей компании есть помещение или автотранспорт, но она не вносит плату за загрязнение окружающей среды, органы контроля могут запросить у вас соответствующую информацию об образовании отходов или потреблении транспортом топлива. Если не реагировать на такой запрос, руководителю грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300-500 руб. (организации - 5000 руб.). Тогда установить обязанность внесения платы орган контроля может только путем назначения выездной проверки с затребованием документов на месте.

* * *

Если вы вносили плату за офисный мусор в 2009-2011 гг., а сейчас поняли, что этого делать было не нужно, вы можете вернуть излишне уплаченные суммы. Подайте уточненки по расчету, приложите к ним подтверждающие документы (например, копию договора на вывоз мусора) и заявление о возврате излишне уплаченных в бюджет средств <14>.

Если Росприроднадзор откажется вернуть плату или просто проигнорирует вашу просьбу, обжалуйте его действия (бездействие) в суд. Судебная практика на этот счет довольно богатая <15>.


<1> Приказ Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213

<2> Постановления Президиума ВАС от 17.03.2009 N 14561/08, от 20.07.2010 N 4433/10, от 12.07.2011 N 1752/11

<3> ст. 1 Закона от 24.06.98 N 89-ФЗ

<4> Постановления ФАС ВВО от 31.05.2010 N А79-3668/2009; ФАС ВСО от 17.03.2011 N А19-17428/10; ФАС ЗСО от 27.01.2011 N А02-860/2010; ФАС СЗО от 12.10.2010 N А21-228/2009; ФАС СКО от 20.12.2010 N А32-19136/2010-4/374-184АЖ; ФАС ЦО от 03.02.2010 N А23-1764/09А-11-67

<5> Порядок, утв. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204; приложение 1 к Постановлению Правительства от 12.06.2003 N 344

<6> Постановление ФАС СКО от 15.06.2010 N А53-26955/2009

<7> Постановление ФАС УО от 12.02.2008 N Ф09-280/08-С1

<8> Федеральный классификационный каталог отходов, утв. Приказом МПР от 02.12.2002 N 786

<9> пп. 2, 3 ст. 14, п. 3 ст. 18 Закона от 24.06.98 N 89-ФЗ; Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903

<10> ст. 8.1 КоАП РФ

<11> ст. 8.2 КоАП РФ

<12> Постановление Президиума ВАС от 12.07.2011 N 709/11

<13> ст. 8.41 КоАП РФ

<14> ч. 2 ст. 160.1 БК РФ

<15> Постановления ФАС СЗО от 09.08.2011 N А64-6223/2010, от 12.09.2011 N А13-1058/2011; ФАС ЦО от 06.04.2011 N А64-4355/2010; ФАС ПО от 26.04.2011 N А55-14600/2010