ООО "Корн-Аудит"

Часто компанию, которая применяет упрощенную систему налогообложения, сталкивается с просьбами контрагентов в части предоставления счетов-фактур. Однако предоставление счетов-фактур может привести к необходимости уплаты НДС в бюджет.

Общие положения в отношении счетов-фактур

В п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ указано, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС.

Соответственно, и счета-фактура не выставляется.

Подобного мнения придерживается и Минфин.

Например, в Письме Минфина России от 21.08.2015 N 03-11-11/48495

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и не должны выставлять счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость.

В случае выставления налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, счетов-фактур покупателям товаров, работ и услуг вся сумма полученного налога на добавленную стоимость подлежит уплате в федеральный бюджет (пункт 5 статьи 173 Кодекса).

При этом указанные суммы налога на добавленную стоимость включаются в доходы от реализации и облагаются налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Федеральным законом N 84-ФЗ из состава доходов, учитываемых при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками - покупателями товаров, работ и услуг в связи с выставлением счетов-фактур, исключаются.

У организации, применяющей УСН, отсутствует обязанность выставлять счета-фактуры. Это объясняется тем, что в силу п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны плательщики НДС, а лица, перешедшие на УСН, таковыми не являются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.10.2013 N 03-07-09/44918).

Компания выдала счет-фактуру…

Прежде всего необходимо оценить, когда необходимо все-таки выставлять счет-фактуру. «Упрощенец» должен выставлять счет-фактуру, если компания выступает:

  • посредником;

  • участником простого товарищества;

  • доверительным управляющим.

В остальных случаях упрощенец не имеет права выставлять покупателям счета-фактуры с НДС. Если вы все же это сделали, то не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлен счет-фактура, необходимо уплатить налог в бюджет.

Счет-фактура фактически является «спусковым механизмом» для уплаты дополнительного налога.

В подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Кодекса определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Кодекса не предусмотрена (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость").

Налоговый агент по НДС

Начисление НДС как налоговым агентом предусмотрено:

  • если компания находится на общей системе налогообложения;

  • если компания по законодательству в некоторых случаях должна уплатить НДС в бюджет (металлотрейдеры, работа с иностранными контрагентами).

По законодательству не предусмотрена возможность просто выставить счет-фактуру и не уплачивать НДС в бюджет.

Какие существуют риски?

Для арендодателя: существует риск доначисления НДС. Арендодатель выделил НДС в счете-фактуре, т.е. должен был его уплатить в бюджет. Не уплатил: значит, налоговый орган доначислит НДС, штрафы и пени.

Для арендатора: отказ в возмещении НДС, ведь счет-фактуру выставил арендодатель, но сам косвенный налог не уплатил в бюджет.

Дополнительные риски:

  • необходимость представления дополнительных документов;

  • вызов в налоговую инспекцию;

  • выездная проверка в дополнение к камеральной;

  • судебные споры.

Право на вычет НДС

При применении упрощенной системы налогообложения вопрос вычета по НДС является достаточно сложным, поскольку выставление счетов-фактур не предусмотрено, и не предусмотрены вычеты по НДС для «упрощенцев». Вместе с тем, в некоторых случаях получить вычет по НДС.

В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ налоговые агенты имеют право на вычет НДС при соблюдении следующих условий:

  • товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для операций, облагаемых НДС;

  • при их приобретении НДС был уплачен в бюджет.

Существует и расширенный список требований для принятия НДС к вычету:

  • имущество, работы, услуги и имущественные права приняты к учету;

  • приобретенное имущество, работы, услуги и имущественные права будут использованы для осуществления операций, облагаемых НДС;

  • наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии со ст. 169 НК РФ;

  • наличие документов, подтверждающих фактическую уплату налога, в которых сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой (в том числе кассовый чек, квитанция электронного пассажирского билета, распечатанного на бумажном носителе, бланки строгой отчетности);

  • наличие документов, подтверждающих принятие на учет купленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ (акты приема-передачи, сдачи-приемки, книги покупок, журналы учета счетов-фактур, книги продаж);

  • в случаях, предусмотренных НК РФ, - после уплаты НДС или после оплаты товаров (работ, услуг).

Условиями применения вычета НДС налоговым агентом являются приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления облагаемых НДС операций, удержание и уплата налога.

Эта позиция подтверждена Высшим арбитражным судом (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 5002/08 по делу N А40-67418/06-127-376).

Как следует из пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", установление судом наличия или отсутствия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется исходя из оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Услуги, оказанные компанией обществу, связаны с его предпринимательской деятельностью и по своему характеру способствуют ее осуществлению и развитию.

Минфин трактует эти положения более широко, указывая на то, что товар еще должен быть принят к учету.

Следовательно, безопасной позицией будет не только оплата, но и принятие товара (Письмо Минфина России от 23.10.2013 N 03-07-11/44418). Согласно п. 3 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, после принятия на учет работ (услуг). Таким образом, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента налог на добавленную стоимость, имеет право на вычет этого налога в указанном порядке в том налоговом периоде, в котором фактически произведена его уплата в бюджет, при условии, что приобретенные работы (услуги) приняты к учету.

Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ ((Письмо Минфина РФ от 26.01.2012 N 03-07-14/10).

Кроме того, право на вычет имеет налоговый агент. Налоговый агент, который заплатил НДС за счет собственных средств, имеет право на вычет. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 28.02.2008 N 03-07-08/47. Финансовое ведомство поясняет, что, если контракт с налогоплательщиком - иностранным лицом, реализующим товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ, не предусматривает сумму НДС, подлежащую уплате в российский бюджет, российский налогоплательщик должен самостоятельно определить налоговую базу, т.е. увеличить стоимость товаров (работ, услуг) на сумму НДС. Сумма налога, которая исчислена и уплачена в бюджет агентом в указанном случае, по существу является суммой налога, удержанной из доходов налогоплательщика - иностранного лица. Учитывая изложенное, указанные суммы НДС принимаются к вычету у российского налогоплательщика в порядке, установленном п. 3 ст. 171 НК РФ.

Аналогичное мнение выражено в другом письме контролирующего ведомства. Налоговый агент может воспользоваться вычетом в периоде уплаты налога (письмо Минфина России от 23.10.2013 N 03-07-11/44418). Ведомство разъясняет, что право на вычет у налогового агента возникает в том периоде, в котором НДС был фактически уплачен в бюджет. При этом приобретенные работы (услуги) должны быть приняты к учету.

Как проверяют «упрощенцев», выставивших счет-фактуру?

В настоящее время декларации сдаются в электронном виде, запросы из ИФНС и ответы на них тоже предоставляются в электронном виде. Налоговый орган по своей программе АСК-2 видит контрагента, который не уплатил в бюджет налог.

 Все налоговые декларации по НДС подаются в электронном виде, книга покупок и продаж идет как приложение к декларации, и вся налоговая отчетность стягивается в центры обработки данных. Декларации по НДС проходят автоматизированную камеральную налоговую проверку, по результатам которой налогоплательщики, допустившие ошибки, получают требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям или по расхождениям данных счетов-фактур.

АСК НДС-2 позволяет сопоставлять данные счетов-фактур Покупателя и Продавца, выстраивать цепочки контрагентов и формировать вектор доказательной базы (наличие умысла, согласованности действий контрагентов) в соответствии с нормами налогового законодательства, т.е. выявление выгодоприобретателей налогового разрыва. Программа анализирует все представленные плательщиком декларации по всем налоговым периодам.

Следовательно, налоговый орган очень быстро обнаружит, что произошел разрыв в уплате налога и откажет арендатору в вычете.

Арендодателю же доначилят НДС, так как был выставлен счет-фактура с налогом.

В заключение необходимо отметить, что «упрощенцам» работать с НДС достаточно рискованно, поскольку по общим правилам, «упрощенцы» не являются плательщиками данного налога. Однако для налоговых агентов и импортеров такая возможность предусмотрена статьей 171 НК РФ.