Журнал «Проверка в компании» № 9/2008

Кушнарева Ирина, независимый налоговый консультант

Ситуации, влияющие на формирование базы по транспортному налогу, на практике компании могут быть разными. При этом требования проверяющих об уплате налога и предоставлении отчетности в том или ином случае не всегда обоснованны. Как действовать предприятию при расчете транспортного налога в зависимости от обстоятельств, советует налоговый специалист.

На балансе компании незарегистрированные автомобили

Зачастую с момента приобретения транспортного средства проходит определенный промежуток времени, прежде чем компания поставит его на учет в ГИБДД. Здесь может возникнуть спорный вопрос: начислять налог на такой автомобиль или нет, если предприятие еще не использует его в своей деятельности?

Налоговики рассуждают так: раз на балансе компании имеется транспортное средство, то с него в любом случае нужно платить транспортный налог. По мнению инспекторов, поскольку обязанность зарегистрировать автомобиль лежит на организации, то неисполнение этой обязанности не освобождает ее от уплаты налога. Кроме того, если на балансе предприятия имеется сразу несколько транспортных средств, регистрация которых все еще не пройдена, инспекторы могут обвинить компанию в занижении базы по транспортному налогу и уклонении от его уплаты.

Вместе с тем имеется постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. № А05-13823/2005-31, где суд опровергает подобные доводы проверяющих. Арбитры отметили, что, согласно статье 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. К тому же автомобиль, не прошедший регистрацию, фактически не может быть допущен к участию в дорожном движении. А поскольку нет воздействия на состояние дорог общего пользования, то нет и экономических оснований для уплаты соответствующего налога. Таким образом, подобный вывод суда позволяет компаниям не включать в налоговую базу незарегистрированное транспортное средство до тех пор, пока они не начнут использовать его в своей деятельности.

В постановлении ФАС Уральского округа от 6 марта 2006 г. № Ф09-1150/06-С1 арбитражный суд также отклоняет выводы инспекции. В первую очередь обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации автомобиля. А только лишь факт нахождения транспортных средств на балансе организации не обязывает ее платить налог. Следовательно, нет причин обвинять предприятие в умышленном занижении налоговой базы.

Аналогичные выводы содержатся также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2006 г. № А43-16227/2005-35-548.

Сложно определить категорию транспортного средства

Согласно общему правилу, распределение транспортных средств, приведенное в статье 361 НК РФ, в целом повторяет международную классификацию, изложенную в Венской конвенции.

Но данного нормативного акта недостаточно для правильного определения категории машины. Требуются определенные документы, которые составляются на каждый объект. В то же время категория транспортного средства, указанная в его паспорте, не может помочь при ответе на вопрос: какую ставку налога применять к данной машине? Ведь по паспорту категорий всего пять — A, B, C, D и прицеп. А видов транспортных средств в налоговом законодательстве больше. Например, к категории B относятся как легковые, так и малые грузовые автомобили, «транспортные» же ставки по ним разные. Здесь на помощь приходит другая строка паспорта, в которой указана точная характеристика транспортного средства, например «легковой автомобиль», «автобус» или «грузовой — самосвал».

В формах, которые регистрирующий орган ГИБДД представляет в налоговую инспекцию, присутствуют и иные показатели. Например, для проверяющих очень важен такой критерий, как мощность двигателя машины в лошадиных силах. Ведь налоговой базой для большинства транспортных средств является именно мощность, а ставка указана в расчете на одну лошадиную силу.

Кроме того, транспортный налог начисляется только на те объекты, которые относятся к разделу «Средства транспортные» в Общероссийском классификаторе основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Некоторая же самоходная спецтехника, указанная в ином разделе – «Машины и оборудование», транспортным налогом уже не облагается.

Машина, ранее взятая в лизинг, оформлена в собственность

Часто возникает спорный вопрос, должна ли компания дважды исчислять транспортный налог, если по окончании срока договора предмет лизинга был передан в собственность организации и на нее же транспортное средство было перерегистрировано в ГИБДД. Действия предприятия зависят от того, у кого на балансе изначально числилась машина, оформленная по договору лизинга.

Объект числился на балансе лизингополучателя. В данном случае получается, что транспортное средство дважды регистрировалось на компанию в ГИБДД: сначала как на арендатора, а после истечения срока договора уже как на полноценного владельца.

Даже если снятие с учета и регистрация машины на нового собственника происходят в одном и том же календарном месяце, обязательств уплачивать два раза один и тот же налог у настоящего владельца автомобиля не возникает. Несмотря на то, что подобное правило прописано в пункте 3 статьи 362 НК РФ. Минфин объяснил: при лизинговом контракте переоформление осуществляется на ту же самую организацию. А значит, бывший лизингополучатель должен платить транспортный налог без всяких изменений, то есть с учетом общего количества месяцев регистрации данного автомобиля на налогоплательщика (письмо Минфина России от 25 декабря 2007 г. № 03-05-06-04/45).

Объект числился на балансе лизингодателя. По-другому складывается ситуация, когда до истечения контракта транспортный налог платит лизингодатель. Если снятие машины с учета и регистрация на лизингополучателя произошли в одном месяце, то за данный период налог платят оба участника договора. Здесь принципы налогообложения не нарушаются, так как одно и то же лицо не совершает платеж дважды.

Автомобиль перерегистрирован с одного филиала компании на другой

Если при этом филиалы находятся в разных субъектах РФ, то возникает ситуация, когда налогоплательщик один, а инспекций две. Здесь чиновники Минфина разъяснили, что двойное налогообложение ни в коем случае не должно иметь места. Соответственно за месяц, в котором произошло переоформление, транспортный налог платит первый филиал, а у второго подразделения такая обязанность наступает только со следующего месяца (письма Минфина России от 27 марта 2007 г. № 03-05-06-04/16 и от 9 апреля 2004 г. № 04-05-12/20).

Указание КПП в зависимости от местонахождения машины

Согласно установленным правилам1, в налоговой отчетности указывается КПП, присвоенный организации той инспекцией, в которую представляется отчетность.

При этом в силу пунктов 1 и 5 статьи 83 НК РФ местонахождение транспортного средства определяется по месту его регистрации. Если местонахождение организации и автомобиля не совпадает, то компании придется встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению машины (постановление ФАС Поволжского округа от 12 апреля 2007 г. № А65-14687/06-СА1-37).

Таким образом, при совпадении местонахождения организации и транспортных средств КПП указывается согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе. А при совпадении местонахождения обособленного подразделения и транспортного средства КПП берется из уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по местонахождению обособленного подразделения.

Автомобиль не эксплуатируется в силу чрезвычайных обстоятельств

Не исключена такая ситуация, когда автомобиль, числящийся на балансе компании, угнан. В этом случае, согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ, транспортные средства, которые находятся в розыске, не облагаются налогом. Но для этого компании необходимо подтвердить факт их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом.

А вот если сотрудник компании попал в ДТП, при котором автомобиль сильно поврежден и не эксплуатируется, то транспортный налог в этой ситуации уплачивать все равно придется. Поскольку глава 28 НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с таким обстоятельством, как фактическая эксплуатация. Соответственно до тех пор, пока владелец не снимет автомобиль с учета в ГИБДД, ему придется перечислять налог в бюджет (ст. 357 и п. 3 ст. 362 НК РФ). Аналогичная ситуация прослеживается и в случае сезонных перевозок.

Таким образом, вне зависимости от того, какой период времени компания эксплуатирует принадлежащий ей автомобиль, налог должен быть уплачен ею за весь налоговый период, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано в органах ГИБДД за этим владельцем (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ).

На компанию зарегистрированы машины, не облагаемые транспортным налогом

Обычно налоговики настаивают на представлении декларации по транспортному налогу даже в этом случае. Несмотря на то, что статья 358 НК РФ не требует сдавать отчетность в отношении необлагаемых объектов.

Тем не менее инспекторы в письме УФНС по Московской области от 7 февраля 2006 г. № 19-42-И/0127 настаивают на том, что в подобном случае организации должны представить декларацию по транспортному налогу без исчисления сумм налога, но с указанием кода льготы.

Однако компании вправе не исполнять такие требования налоговиков. Поскольку проверяющие не учитывают подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, в соответствии с которым предприятия должны представлять налоговые декларации (расчеты) только в том случае, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Более того, арбитражные суды поддерживают компании при решении подобных вопросов (постановление ФАС Московского округа от 7 марта 2006 г. № КА-А41/1340-06).

1 Порядок заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу утвержден приказом Минфина России от 13 апреля 2006 г. № 65н, а Рекомендации по заполнению формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу приняты приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. № 48н.