Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo - Consulting & audit

В этом году вступили в силу долгожданные поправки законодательства в части возможности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов. Принятые Федеральным законом от 28.06.14 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования» (далее – Закон № 188-ФЗ) новации особенно актуальны в сложных экономических условиях.

Предоставлению отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов предшествовала многолетняя судебная тяжба страхователей с Пенсионным фондом РФ.

Основу судебных споров составляло отсутствие в Федеральном законе № 212-ФЗ и иных федеральных законах норм, предусматривающих наличие механизма предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. При отсутствии таких норм и невозможности применения к отношениям по уплате страховых взносов налогового законодательства суды не находили оснований для предоставления страхователю отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам (решения арбитражных судов Архангельской области от 4.02.15 г. № А05-14794/2014, Ямало-Ненецкого АО от 14.11.14 г. № А81-4162/2014, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7.05.14 г. № А03-11198/2013).

Позиция судов была полностью согласована с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.13 г. № 16929/12 и определении ВАС РФ от 15.07.13 г. № ВАС-1712/13, а также аналогичной точкой зрения Минтруда России, высказанной в письме от 25.06.14 г. № 17-4/10/П-3456.

Таким образом, в Законе № 188-ФЗ восполнен указанный законодательный пробел (п.п. 5 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). Так, Федеральный закон № 212-ФЗ дополнен новыми статьями, в которых установлен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) с 1 января 2015 г.

Согласно п. 1 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по страховым взносам представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов на срок, не превышающий одного года, с единовременной или поэтапной уплатой задолженности по страховым взносам.

Основания для предоставления отсрочки (рассрочки)

Перечень оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов приведен в п. 3 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ, а именно (перечень является закрытым):

1) причинение страхователю ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Документом, доказывающим наступление такого события, является справка метеорологической службы (например, о приближении урагана). Нанесенный страхователю ущерб должен быть подтвержден актом оценки причиненного стихийным бедствием (катастрофой) ущерба в результате указанных обстоятельств. Такой акт должен быть составлен органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) либо организацией, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом в Федеральном законе № 212-ФЗ не оговаривается какого-либо предельного стоимостного порога нанесенного ущерба для получения права на отсрочку (рассрочку) уплаты страховых взносов;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) страхователю бюджетных средств, неперечисление (несвоевременное перечисление) бюджетных средств в объеме, необходимом для исполнения страхователем обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных страхователем услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Данный факт должен быть подтвержден документом, свидетельствующим о сумме недополученных (несвоевременно полученных) бюджетных средств;

3) сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, который применяют при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 6.04.99 г. № 382. Например, к сезонным видам деятельности отнесены сезонное производство в организациях мясной, молочной, сахарной и консервной промышленности, производство растительных масел и жиров.

Отметим, что при этом доля дохода страхователя от видов деятельности, включенных в специальный перечень сезонных отраслей и видов деятельности, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) должна составлять не менее 50%.

Подтверждающим документом может быть справка-расчет доли дохода, форма которой законодательно не установлена, поэтому страхователь может ее составить в произвольном виде. Ранее представители финансового ведомства разъясняли, что сезонный характер деятельности организации может быть доказан только на основании документов без обращения в какие-либо государственные органы, подтверждающие осуществление соответствующей деятельности (письмо Минфина России от 2.03.10 г. № 03-02-07/1-87).

В случае применения данной нормы сразу возникает вопрос: за какой период следует определять доход?

В положениях Федерального закона № 212-ФЗ на этот счет нет никаких указаний. Более логичным представляется расчет дохода за год, предшествующий году подачи заявления в ПФР либо в ФСС о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов. Иными словами, если заявление подается страхователем в 2015 г., то в расчете дохода используются данные о бухгалтерской выручке за 2014 г. При этом по смыслу п. 5 ст. 18.4 Федерального закона № 212-ФЗ внереализационные доходы в расчет «сезонной» доли не принимаются.

Таким образом, реально страхователи могут претендовать на отсрочку (рассрочку) уплаты страховых взносов только в перечисленных ситуациях.

Условия предоставления отсрочки (рассрочки)

В зависимости от того, на каком основании предоставлена отсрочка (рассрочка), на сумму задолженности по страховым взносам могут начисляться либо не начисляться проценты.

Так, по основаниям, не зависящим от воли страхователя на сумму задолженности по страховым взносам, проценты не начисляются.

Если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставляется «сезонному» страхователю, то он будет уплачивать проценты, исчисленные исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала за период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.

Одним из условий получения отсрочки (рассрочки) по пенсионным взносам на финансирование страховой части пенсии является отсутствие на день подачи заявления в ПФР задолженности по страховым взносам, направленным на финансирование накопительной части пенсии. При этом отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов не предоставляется в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования (п. 4 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ).

Отметим, что все процедурные вопросы предоставления отсрочки по уплате страховых взносов распространяются также в случае предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате пеней и штрафов (п. 8 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ). Сама процедура получения отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов максимально приближена к налоговой процедуре.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 188-ФЗ срок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов не может превышать одного года.

Для получения отсрочки (рассрочки) страхователю следует обратиться в территориальный орган ПФР (в случае изменения сроков уплаты взносов в ПФР или ФФОМС), либо в территориальный орган ФСС (если изменяются сроки уплаты взносов в бюджет ФСС) и представить следующие документы (п. 1 ст. 18.4 Федерального закона № 212-ФЗ):

- акт совместной сверки расчетов по страховым взносам (датированный после 1.01.15 г.);

- справку из налоговой инспекции с перечнем всех открытых счетов в банках;

- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за 6 месяцев, предшествующих подаче заявления страхователя;

- справки банков о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика;

- обязательство плательщика соблюдать условия предоставления отсрочки (рассрочки) по взносам, а также предполагаемый график погашения задолженности;

- документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов (стихийное бедствие, несвоевременное финансирование из бюджета, сезонный характер деятельности).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов или об отказе в ее предоставлении принимается органами контроля за уплатой страховых взносов (ПФР в части страховых взносов в ПФР и ФФОМС, ФСС – по страховым взносам, уплачиваемым в ФСС, – cт.18.3 Федерального закона № 212-ФЗ).

Такое решение принимается в течение 30 дней со дня получения соответствующего заявления от страхователя. Мотивированное решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) страхователь вправе обжаловать.

Досрочное прекращение предоставленной отсрочки (рассрочки)

Статьей 18.5 Федерального закона № 212-ФЗ установлены случаи досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, в том числе:

- истечение срока действия решения об отсрочке (рассрочки);

- уплата всей причитающейся суммы страховых взносов с учетом начисленных процентов до истечения установленного срока;

- наличие по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в ПФР по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии;

- нарушение условия предоставления отсрочки (рассрочки).

В таких случаях страхователю направляется извещение заказным письмом в течение трех дней с момента принятия контролирующим органом решения о прекращении действия отсрочки (рассрочки). Извещение считается полученным по истечении шести дней с момента его отправки. Плательщику страховых взносов дается один месяц на погашение возникшей задолженности перед внебюджетными фондами (с учетом пени за каждый календарный день со дня, следующего за днем получения этого решения с учетом дня уплаты суммы долга).

Основания для отказа в получении отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов установлены в п. 1 ст. 18.2 Федерального закона № 212-ФЗ:

- производство в отношении страхователя по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;

- в течение 3 лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.

Следует отметить, что в связи с принятием Закона № 188-ФЗ страхователи, оспаривая решение ПФР об отказе в праве на отсрочку (рассрочку) уплаты страховых взносов, которое было вынесено до 1.01.15 г., приводят в качестве аргументов нормы Закона № 188-ФЗ. Однако судьи не принимают во внимание ссылку на положения Закона № 188-ФЗ, поскольку на момент отказа в праве на рассрочку погашения задолженности по страховым взносам указанный Закон не вступил в силу (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.14 г. № А59-3240/2014, решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.09.14 г. № А59-3240/2014).

Статья актуальна на 13.04.15