Автор: А. К. Попов

Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2015

Каков порядок подтверждения основного вида деятельности в целях определения тарифа взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Каковы последствия игнорирования данной обязанности?

Не позднее 15 апреля 2015 года страхователи должны подтвердить основной вид деятельности в целях определения тарифа взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ). Как это сделать и каковы последствия игнорирования данной обязанности, расскажет наш эксперт.

Страховой тариф взносов на страхование от НС и ПЗ

Правоотношения по социальному страхованию от НС и ПЗ устанавливаются нормами Федерального закона № 125-ФЗ[1]. Страховой тариф является одной из составляющих для расчета и уплаты страховых взносов: страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ).

Страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска и устанавливаются федеральным законом (ст. 21 Федерального закона № 125-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 401-ФЗ[2] предусмотрено, что в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Напомним, что законом определены 32 класса профессионального риска (с 1-го по 32-й) и соответствующие им тарифы – от 0,2 до 8,5%.

Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (далее – Правила № 713). Согласно данным правилам виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. При отнесении вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска изменяется размер страхового тарифа страхователя.

Страховой тариф устанавливается на текущий год по данным деятельности страхователя в предыдущем году. Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменение размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя.

В таблице представлены правила отнесения вида деятельности к классу профессионального риска для разных категорий страхователей.

Категория страхователя

Правила отнесения вида деятельности к классу профессионального риска

Юридическое лицо

  • основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации;
  • основной вид деятельности страхователя – юридического лица ежегодно подтверждается страхователем;
  • если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности;
  • если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности

Подразделения страхователя, являющиеся самостоятельными классификационными единицами*

  • виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем;
  • если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности

Физическое лицо

  • основной вид экономической деятельности страхователя – физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ, соответствует основному виду деятельности, указанному в ЕГРИП. При этом ежегодного подтверждения страхователем основного вида деятельности не требуется

 * Самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от НС и ПЗ, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей – юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей – юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.

Подтверждаем основной вид деятельности

Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55 (далее – Порядок № 55).

Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля подает в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации следующие документы:

  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности (его форма приведена в приложении 1 к Порядку № 55);
  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (форма представлена в приложении 2 к Порядку № 55);
  • копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год. Данный документ не представляют страхователи – субъекты малого предпринимательства.

Перечисленные документы подаются на бумажном носителе либо в электронной форме.

Территориальный орган ФСС в двухнедельный срок с даты представления данных документов уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не позднее 15 апреля не представил перечисленные выше документы, территориальный орган ФСС относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (п. 5 Порядка № 55).

Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, такой страхователь в целом подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует его основному виду экономической деятельности.

До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и его подразделения относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.

Основной вид экономической деятельности вновь созданных страхователей, которые не осуществляли свою деятельность в предыдущем году, не требует подтверждения в первый год их деятельности.

Если страхователь не подтвердил основной вид деятельности…

Как было отмечено выше, и Правила № 713, и Порядок № 55 содержат положение, согласно которому, если страхователь не подтвердил основной вид деятельности, ФСС относит данного страхователя к определенному виду деятельности самостоятельно.

Чем грозит страхователю пропуск срока подтверждения основного вида деятельности или вовсе игнорирование данной обязанности? Последствия этих действий можно продемонстрировать на примере одного из многочисленных судебных решений по данному вопросу – Постановления ФАС ВВО от 25.08.2014 № А29-7084/2013. Как следует из материалов дела, ФСС провел камеральную проверку представленного страхователем расчета по форме 4-ФСС, по результатам которой составил акт и направил в адрес общества требование о внесении исправлений в отчетность. В ходе проверки ФСС пришел к выводу о неправомерном применении обществом страхового тарифа в размере 0,2% и доначислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ в размере, определенном исходя из страхового тарифа 3,4%, соответствующего 22-му классу профессионального риска (определенному ФСС самостоятельно на основании данных ЕГРЮЛ). Рассмотрев материалы проверки, руководитель фонда принял решение об отказе в привлечении страхователя к ответственности и предложил обществу перечислить доначисленные фондом страховые взносы по обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ, а также пени.

Таким образом, в случае отсутствия информации от страхователя об осуществляемых видах деятельности фонд применяет п. 5 Порядка № 55.

Однако, действуя подобным образом, признавая основным вид деятельности, соответствующий наиболее высокому классу профессионального риска, специалисты ФСС ориентируются на данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ или иных документах, где перечислены виды деятельности, которые может осуществлять страхователь. При этом, по мнению судей, данная позиция сотрудников фонда не соответствует законодательству. Так, в упомянутом выше Постановлении от 25.08.2014 № А29-7084/2013 ФАС ВВО отметил, что в п. 5 Порядка №55 и п. 14 Правил №713 указано на осуществляемые виды деятельности, поэтому вид фактически осуществляемой страхователем деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного страхователя.

Судьи ФАС ВСО солидарны с коллегами: буквальное содержание данного пункта указывает на определение вида экономической деятельности из осуществляемых видов деятельности, то есть фактически осуществляемой деятельности в предыдущем году (Постановление от 30.04.2013 № А33-12934/2012).

Кроме того, арбитры ФАС ВСО в Постановлении от 20.01.2014 № А33-332/2013 отметили, что фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности, в случае непредставления (несвоевременного представления) страхователем документов не лишен права запросить необходимые документы у страхователя.

Заметим, что в своих решениях судьи неоднократно ссылались на тот факт, что данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 14943/10.

Несколько в ином свете увидели рассматриваемую проблему судьи ФАС ВСО в Постановлении от 06.02.2014 № А10-558/2013. Арбитры, сославшись на ст. 4 Федерального закона № 125-ФЗ, напомнили, что основными принципами обязательного социального страхования от НС и ПЗ являются в том числе обязательность уплаты страхователями страховых взносов, дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска. Следовательно, в ходе выездной документальной проверки должны быть установлены действительные обязательства плательщика страховых взносов, поскольку он должен уплачивать только законно установленные взносы. Иной правовой подход влечет искажение реального размера обязательств страхователя. Поскольку ситуация, рассмотренная в данном случае, аналогична той, которая была описана нами выше, и фонд установил более высокий тариф, основываясь на данных ЕГРЮЛ, в то время как страхователь доказал в суде, что фактически осуществляемый вид деятельности относится к классу профессионального риска, имеющему более низкий тариф, суд пришел к выводу, что действительные обязательства предпринимателя по уплате страховых взносов в ходе проверки фондом не определены, что влечет искажение реального размера обязательств страхователя, тем самым признав необоснованными доначисленные суммы взносов и пеней.

Поскольку по данному вопросу сложилась обширная арбитражная практика и судьи всех округов поддерживают страхователей, приведем в таблице перечень положительных для страхователей решений с разбивкой по округам.

Округ

Реквизиты постановлений

Дата

Номер

Волго-Вятский

09.01.2014

А17-1572/2013

09.01.2014

А17-1572/2013

25.08.2014

А29-7084/2013

26.08.2014

А29-8751/2013

05.02.2015

Ф01-6118/2014

Восточно-Сибирский

30.04.2013

А33-12934/2012

20.01.2014

А33-332/2013

06.02.2014

А10-558/2013

Западно-Сибирский

22.06.2012

А27-11931/2011

14.01.2013

А70-1856/2012

Московский

25.04.2014

Ф05-3376/14

21.07.2014

Ф05-7401/2014

08.09.2014

Ф05-9796/2014

11.09.2014

Ф05-9826/14

09.10.2014

Ф05-4302/14

Поволжский

24.02.2015

Ф06-20778/2013

10.02.2015

Ф06-20146/2013

07.05.2014

А72-9412/2013

24.04.2013

А55-23586/2012

Уральский

28.07.2014

Ф09-4407/14

29.01.2014

Ф09-14460/13

14.01.2014

Ф09-13916/13

18.11.2013

Ф09-12123/13

21.10.2013

Ф09-10594/13

Центральный

08.04.2013

А48-2920/2012

11.07.2014

А35-7132/2013

25.05.2011

А23-3753/2010

Помимо позиции судов, актуальным для страхователей представляется вопрос о том, какие документы были приняты судьями в качестве подтверждающих осуществление одного вида деятельности и неосуществление другого. Приведем несколько примеров:

  • трудовые договоры, заключенные между страхователем и работниками, приказы, расчетные ведомости по начислению заработной платы, налоговые декларации (Постановление ФАС ВВО от 09.01.2014 № А17-1572/2013);
  • штатное расписание, в котором отсутствуют должности работников, необходимые для осуществления вида деятельности, названного ФСС в качестве основного (Постановление ФАС ЗСО от 14.01.2013 № А70-1856/2012);
  • бухгалтерская отчетность, пояснительная записка к бухгалтерской отчетности (Постановление ФАС МО от 11.09.2014 № Ф05-9826/14);
  • книга доходов и расходов (Постановление ФАС ВСО от 06.02.2014 № А10-558/2013).

* * *

Не позднее 15 апреля 2015 года страхователи должны подтвердить основной вид деятельности в целях определения страхового тарифа на страхование от НС и ПЗ.

Подтверждения не требует основной вид экономической деятельности вновь созданных страхователей (в первый год их деятельности), а также страхователей – физических лиц, нанимающих лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ.


[1] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

[2] Федеральный закон от 01.12.2014 № 401-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».