ИА ГАРАНТ

Надо ли начислять страховые взносы в ФОМС на заработную плату временно пребывающих на территории РФ граждан Республики Беларусь на основании Договора о Евразийском экономическом союзе?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Положения, содержащиеся в Договоре о Евразийском экономическом союзе, могут свидетельствовать в пользу начисления страховых взносов в ФОМС с выплат, произведенных в пользу трудящихся государства-члена, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ, имеющих статус временно пребывающих.

Вопрос о необходимости начисления взносов в ФОМС на выплаты в пользу граждан Республики Беларусь, временно пребывающих на территории РФ, после вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе в настоящее время Фондом обязательного медицинского страхования не прокомментирован.

Обоснование позиции:

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование установлен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).

Под физическими лицами для целей данного закона понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 2 Закона N 212-ФЗ).

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

То есть выплаты в пользу любых иностранных граждан, независимо от их правового статуса, могут являться объектом обложения страховыми взносами, если такая обязанность следует из Закона N 212-ФЗ или закона о конкретном виде обязательного социального страхования.

В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования на территории РФ, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Этот закон также определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Статьей 10 Закона N 326-ФЗ определено, что застрахованными лицами являются:

- граждане РФ;

- постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов (ВКС) и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");

- лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах".

Как видим, временно пребывающие в РФ иностранные граждане в качестве застрахованных лиц для целей медицинского страхования не поименованы.

Отсюда, в совокупности с процитированным выше п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, следует вывод, что выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, страховыми взносами в ФОМС не облагаются.

Вместе с тем п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что обязанность по уплате страховых взносов с выплат, произведенных в пользу иностранных граждан, может следовать и из Закона N 212-ФЗ. А Закон N 212-ФЗ содержит, помимо прочего, и такую норму: в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом N 212-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 4 ст. 1 Закона N 212-ФЗ). Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 2 Закона N 326-ФЗ.


Таким образом, в области социального медицинского страхования, равно как и в иных отраслях законодательства РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), имеет место приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны.

При этом согласие РФ на обязательность для нее международного договора может выражаться, в том числе, путем ратификации договора (Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ был ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Евразийский договор), который вступил в силу с 1 января 2015 года (Заявление о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Евразийский договор содержит Раздел XXVI "Трудовая миграция". Нормы данного раздела, в том числе, касаются и социального обеспечения трудящихся граждан государств: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Минск, 10 октября 2014 г.)) и Российская Федерация.

Пунктом 4 ст. 97 Евразийского договора установлено, что трудовая деятельность трудящегося государства - члена ЕАЭС регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений этого Договора.

Так, в частности, п. 3 ст. 98 Евразийского договора определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом (ст. 96 Евразийского договора) под "трудящимся государства-члена" понимается лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает. Под "государством трудоустройства" понимается государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность.

А понятие "социальное обеспечение (социальное страхование)" включает в себя обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96 Евразийского договора).

Таким образом, буквальное прочтение приведенных норм позволяет сделать вывод, что обязательное медицинское страхование граждан Республики Беларусь (равно как и граждан Республики Казахстан и Республики Армения), временно пребывающих на территории РФ и осуществляющих в нашей стране трудовую деятельность (в том числе на основании трудового договора), осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и обязательное медицинское страхование граждан РФ.

При этом обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 3 Закона N 326-ФЗ).

Далее, п. 4 ст. 98 Евразийского договора установлено, что право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению N 30 (Протокол об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей, далее - Протокол), а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.

Прежде всего п. 3 Протокола установлено, что государство трудоустройства обеспечивает оказание медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей в порядке и на условиях, которые определены законодательством государства трудоустройства и международными договорами.


То есть граждане Республики Беларусь (Республики Казахстан, Республики Армения) имеют право на получение на территории РФ медицинской помощи. При этом оказание такой помощи обеспечивается РФ в порядке и на условиях, установленных не только законодательством РФ, но и Евразийским договором (или иными международными договорами).

Законодательством РФ (п. 4 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") установлено, что медицинская помощь иностранным гражданам на территории РФ осуществляется в порядке, предусмотренным Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186, далее - Правила).

Правилами определено (п. 3 и п. 4), что иностранным гражданам медицинская помощь оказывается медицинскими организациями бесплатно в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Законом N 326-ФЗ, имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Пунктом 4 Протокола определено, что государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства. Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса Возмещение затрат медицинской организации (учреждению здравоохранения) на оказание скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) трудящимся государств-членов и членам семей осуществляется за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы государства трудоустройства в соответствии с действующей системой финансирования здравоохранения.

В случае продолжения лечения пациента в медицинской организации (учреждении здравоохранения) государства трудоустройства после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплата фактической стоимости оказанных услуг осуществляется непосредственно пациентом или из иных источников, не запрещенных законодательством государства трудоустройства, по тарифам или договорным ценам (п. 5 Протокола).

То есть можно сделать вывод, что в случае продолжения лечения медицинские услуги могут быть оплачены не только за счет личных средств пациента, но и за счет иных источников, например за счет страховых взносов, которые ранее были перечислены в ФОМС работодателем пациента.

Именно на указанных положениях Евразийского договора (п. 3 ст. 98 Евразийского договора, п. 3 Протокола) основана точка зрения о том, что с 1 января 2015 года страховые взносы в ФФОМС должны начисляться на выплаты и вознаграждения в пользу граждан Республики Беларусь (Республики Казахстан и Республики Армения), работающих в РФ, независимо от их статуса, в том числе на выплаты в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан данных государств.

Еще раз повторим последовательно приведенные выше положения, которые могут свидетельствовать в пользу начисления с выплат в пользу иностранца страховых взносов в ФОМС:

- социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Евразийского договора);

- социальное обеспечение (социальное страхование) - это, в том числе, и обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96 Евразийского договора);

- обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий систему мер, направленных на обеспечение оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 3 Закона N 326-ФЗ).

Отметим, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо официальные разъяснения ФОМС по данной проблеме. Возможно, они появятся чуть позже.


В то же время уже существуют разъяснения ФСС РФ, касающиеся вступления в силу Евразийского договора, представленные на сайтах фонда:

http://r54.fss.ru/121364/142833/index.shtml;

http://kubanfss.ru/company/vnimaniyu-strakhovatelei-grazhdane-respub liki-belarus-respubliki-kazakhstan-i-respubliki-arm.

В них, в частности, сказано, со ссылкой на п. 3 ст. 98 Евразийского договора, что "с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения будут иметь право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) с первого дня работы на территории Российской Федерации, а работодатели должны будут уплачивать за них страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в тех же размерах, что и за граждан Российской Федерации".

Возможно, Пенсионный фонд или Фонд обязательного медицинского страхования впоследствии также изложат свою точку зрения по данному вопросу.

Вопросы исчисления НДФЛ в связи со вступлением в силу Евразийского договора разъяснены в письмах ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/1561@, Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703.

К сведению:

В 2015 году продолжает действовать Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24.01.2006) (далее - Договор о социальном обеспечении). Статьей 1 Договора определено, что данный Договор регулирует отношения, связанные с государственным социальным обеспечением, обязательным (государственным) социальным страхованием и обязательным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из положений этого Договора (п. 1 ст. 5 и п. 4 ст. 1 Договора о социальном обеспечении, смотрите также письмо Пенсионного фонда России от 07.06.2011 N 30-26/6337, письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 424-19) следует, что в ситуации, когда работодателем является российская организация и гражданин Республики Беларусь выполняет работу на территории РФ, необходимо руководствоваться нормами законодательства РФ. То есть, если говорить об обязательном медицинском страховании, нужно руководствоваться Законом N 326-ФЗ, а данный Закон, как мы выяснили выше, не называет в качестве застрахованных лиц временно пребывающих на территории РФ граждан. То есть страховые взносы в ФОМС на выплаты в пользу таких граждан начисляться не должны.

Таким образом, мы видим наличие некого противоречия между нормами Евразийского договора и Договора о социальном обеспечении.

Между тем п. 1 ст. 99 Евразийского договора определено, что международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу настоящего Договора, входят в право Союза в качестве международных договоров в рамках Союза и применяются в части, не противоречащей настоящему Договору.

Следовательно, в настоящее время при решении вопроса о начислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование на выплаты в пользу граждан Республики Беларусь необходимо руководствоваться не Договором о социальном обеспечении, а Евразийским договором.


До 1 января 2015 года в отношении рассматриваемых вопросов применялись положения Договора о социальном обеспечении, анализ которых, в совокупности с анализом норм Закона N 326-ФЗ, позволял сделать вывод, что на выплаты, производимые в пользу гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории РФ, страховые взносы начисляться не должны.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

19 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.