Автор: Дмитрий Казанцев, к.ю.н.

Журнал "Актуальная бухгалтерия"

Почти год назад были опубликованы законы, ознаменовавшие собой очередную пенсионную реформу, однако суть этой реформы не стала для многих яснее. И дело не только в непредсказуемости новых правил игры, а в коренном пересмотре содержания пенсионной системы при сохранении ее внешних форм. Попытаемся разобраться, что означает для граждан и организаций очередной вариант пенсионного законодательства.

Чтобы верно рассчитать будущую пенсию и понять свои пенсионные права, нужно разобраться с небольшой библиотекой нормативных актов. Остановимся на федеральных законах, которыми регулируется формирование пенсии.

Возникновение права на пенсию урегулировано Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ)). Именно он устанавливает пенсионный возраст (по общему правилу 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Этим же законом определен и минимальный необходимый для получения пенсии трудовой стаж в пять лет. Однако согласно Закону "О страховых пенсиях" (Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - Закон № 400-ФЗ)) с 2015 года требования к трудовому стажу ежегодно будут повышаться, а сам Закон № 173-ФЗ будет применяться лишь в части "норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий".

Закон № 400-ФЗ регулирует основной элемент пенсионного обеспечения, в качестве которого и позиционируются страховые пенсии. Он устанавливает формулы расчета страховой пенсии, а также размер фиксированной выплаты к ней. Этот закон вступил в силу с 1 января 2015 года.

С 1 января 2015 года вступил в силу еще один закон - "О накопительной пенсии" (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ). Он регулирует факультативный элемент пенсионного обеспечения - накопительную пенсию. Накопительные пенсии последнее десятилетие позиционировались как предоставленная гражданам возможность самостоятельно участвовать в определении размера своей будущей пенсии. Логично, что сейчас этот вид пенсионного обеспечения находится в стадии постепенной ликвидации, хотя формально у граждан есть еще целый год на то, чтобы сохранить за собой накопительную пенсию или отказаться от нее. Накопительных пенсий касается и Закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ). Он регулирует отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Из чего состоит пенсия?


Основными составными частями будущей пенсии являются все те же три элемента, которые многократно переименовывались на протяжении пенсионных реформ последнего десятилетия.

1. Минимальные средства к существованию призвана обеспечить бывшая "базовая часть пенсии", в новом законе названная "фиксированной выплатой к страховой пенсии". Законом № 400-ФЗ эта выплата установлена на уровне 3935 рублей в месяц.

2. Прожиточный минимум пенсионера должна обеспечивать страховая пенсия, урегулированная Законом № 400-ФЗ. Она рассчитывается на основе распределительных принципов, а потому напрямую зависит от того, сколько работающие граждане заплатили в очередном году пенсионных отчислений. Для предотвращения полной уравниловки система персонифицированного учета фиксирует, сколько каждый будущий пенсионер внес в эту распределительную систему средств, дабы учитывать это при расчете размера его собственной страховой пенсии. Страховая пенсия суммируется с упомянутой выше фиксированной выплатой.

3. Накопительная пенсия является факультативным элементом пенсии. Этот элемент суммируется с фиксированной выплатой и страховой пенсией - но при этом необходимо помнить, что средства, перечисленные на накопительную пенсию, уменьшают сумму, уплаченную на страховую пенсию. Следовательно, при начислении пенсии в системе персонифицированного учета пенсионер, формировавший накопительную пенсию, будет иметь меньше баллов, от которых зависит размер его страховой пенсии. Эту разницу призвано компенсировать эффективное инвестирование пенсионных накоплений, поскольку накопительная пенсия не зависит от распределительной системы и определяется лишь тем, какова сумма пенсионных накоплений на личном счету пенсионера в пенсионном фонде (в негосударственном (НПФ) или Пенсионном фонде РФ), и тем, какие проценты "набежали" на эту сумму к моменту его выхода на пенсию. Проблема лишь в том, что эти проценты зависят не от самого человека, а от усилий управляющей компании, выбранной Пенсионным фондом РФ.


Существуют и дополнительные, добровольно формируемые элементы будущей пенсии, но в рамках этой статьи мы постараемся разобраться по крайней мере с обязательными. Обязательность их заключается в том, что в течение всей своей трудовой деятельности, независимо от желания работника, на их финансирование уходит определенная сумма, зависящая от доходов человека. Отправлять все эти деньги на страховую пенсию или собирать примерно треть на накопительном счете - этот выбор работающие граждане 1967 года рождения и моложе должны сделать до конца 2015 года. У граждан, рожденных до 1967 года, автоматически отчисления идут только на страховую часть пенсии.

Сколько платим за пенсию?


Тарифы страховых взносов на финансирование пенсий, которые уплачивает работодатель в зависимости от размера зарплаты работника, пока остаются неизменными. По общему правилу в Пенсионный фонд РФ перечисляется сумма, равная 22 процентам от заработной платы работника (ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ)).

Взносы на пенсионное страхование по ставке 22 процента уплачиваются лишь с заработной платы, не превышающей определенную предельную величину. На 2015 год этот порог составит 711 000 рублей в год нарастающим итогом. Часть зарплаты, превышающая эту величину, тоже облагается пенсионными взносами, но уже по ставке 10 процентов.

Для ряда компаний, перечень которых приведен в Законе № 212-ФЗ, установлены пониженные (льготные) ставки пенсионных взносов.
Для работников, долгое время трудившихся во вредных условиях, предусмотрены дополнительные взносы (ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, ст. 27 Закона № 173-ФЗ), которые суммируются с основными. Так, например, за мужчин, достигших возраста 50 лет, и за женщин по достижении ими возраста 45 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев соответственно, а также имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно, с 2015 года на пенсионное страхование дополнительно уплачивается сумма в размере 9 процентов от их зарплаты.

Существуют и пониженные тарифы страховых взносов. Перечень лиц, которые имеют право их применять, приведен в статье 58 Закона № 212-ФЗ.

Страхует ли страховая пенсия?


Большая часть описанных выше взносов направляется по распределительной схеме на финансирование страховой пенсии. Сегодняшние выплаты идут на финансирование текущих пенсий, а будущие пенсионеры "зарабатывают" себе своими выплатами пенсионные баллы, исходя из количества которых будет рассчитываться их будущая пенсия.

Баллы учитываются индивидуально - так же, как до этого учитывались суммы, перечисленные в качестве страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. За каждый такой балл, полученный ныне работающим человеком за то, что он имеет белую облагаемую взносами зарплату, в будущем ему будет начислена определенная сумма к пенсии. Из совокупности этих сумм и будет складываться страховая пенсия. Впрочем, в какую именно сумму будут оценены баллы гражданина, именуемые пенсионными коэффициентами, он узнает в начале каждого года получения своей пенсии. Ведь ежегодно эти коэффициенты будут переоцениваться.

Принцип расчета стоимости пенсионных коэффициентов не лишен социальной справедливости. Чем больше сумма взносов, заплаченных работодателем, тем больше денег получит сотрудник, когда выйдет на пенсию. При этом сумма всех пенсионных коэффициентов всех пенсионеров должна в каждый конкретный год равняться сумме всех взносов, уплаченных работникам. Это базовый принцип распределительной системы. Такой подход тоже логичен - вот только и сумма уплаченных взносов, и точное число пенсионеров, и тем более суммарный объем их коэффициентов остается закрытой информацией. Это означает, что размер пенсии каждый год будет сюрпризом. В законе закреплен принцип, в соответствии с которым стоимость пенсионных коэффициентов должна ежегодно увеличиваться.

Предусмотрены и повышенные коэффициенты. Например для лиц, "проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин", а также для тех, кто даже после наступления пенсионного возраста продолжает работать, отчислять страховые взносы и при этом не обращается за пенсией.


Таким образом, максимальную пенсию в этой системе должен получить тот, кто отказался от финансирования накопительной пенсии и отчисляет все свои взносы в страховой "общий котел", получает большую белую зарплату и выходит на пенсию позже положенного срока. Нельзя не признать, что несколько повышенные пенсии предусмотрены и для матерей, находившихся в отпуске по уходу за ребенком, особенно для тех, кто уходил в такой отпуск неоднократно.

Накопится ли накопительная пенсия?


На финансирование накопительной пенсии, если гражданин 1967 года рождения и моложе решит сохранить за собой такую, направляется менее трети отчислений, предназначенных на пенсионное страхование. А именно сумма в размере 6 процентов зарплаты. Эта пенсия формируется не по распределительной схеме, а на одноименных ей накопительных началах. Иными словами, все отчисления на накопительную часть суммируются, к ним прибавляются набежавшие за это время проценты от управления такими пенсионными накоплениями, и вся получившаяся сумма делится на так называемый возраст дожития. Это среднее количество лет, в течение которых среднестатистический пенсионер получает свою пенсию. Российским законодателем сегодня этот возраст оценивается в 19 лет.

В условиях развитых экономик этот инструмент является действенным механизмом увеличения будущей пенсии, особенно для граждан с доходами средними или выше средних. Однако в российских условиях эффективность пенсионных накоплений имеет ряд принципиальных ограничений.

Заниматься умножением пенсионных накоплений призваны негосударственные пенсионные фонды и Пенсионный фонд РФ. В отличие от банковского законодательства, законодательство о НПФ не содержит требований страхования накоплений либо обязательного начисления на них процентов. Иными словами, если в банк можно положить средства на год под 10 процентов годовых с возможностью забрать в любое время по крайней мере саму сумму депозита, то в фонды деньги в безотзывном порядке отправляются на несколько десятилетий.

При таком законодательном регулировании накопительной пенсии ее достоинствами остаются лишь наглядность и возможность самого будущего пенсионера участвовать в судьбе пенсионных накоплений. Так, пенсионные накопления отражаются в системе индивидуального учета не в виде абстрактных баллов, а в виде конкретной суммы, состоящей из уже перечисленных взносов и уже полученного по ним дохода. Если будущий пенсионер этим доходом недоволен, то он может ежегодно менять фонд.

До конца 2015 года граждане 1967 года рождения и моложе должны делать выбор по поводу сохранения у них накопительной пенсии. Варианты такие: либо оставить тариф 6 процентов, как это было в 2013 году, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивает работодатель, на формирование страховой части пенсии. Если гражданин не направил в Пенсионный фонд РФ заявление по этому вопросу, все его страховые взносы по умолчанию будут направляться на формирование исключительно страховой пенсии.

Если же гражданин хочет выразить свое желание сохранить накопительную пенсию, то нужно до конца 2015 года направить заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ либо подписать договор с любым негосударственным пенсионным фондом по своему выбору (в этом случае сам НПФ обратится с заявлением в Пенсионный фонд РФ). При этом важно учесть: в 2014 и 2015 годах пенсионные накопления изымаются государством и весь тариф пенсионных отчислений направляется на страховую пенсию.

Гражданин может подать в Пенсионный фонд РФ и заявление об отказе от дальнейшего формирования накопительной пенсии. Это актуально, например, для тех граждан, кто ранее когда-либо заключал договор с НПФ или подавал заявление о выборе управляющей компании. Следовательно, сейчас такой гражданин по умолчанию считается сделавшим свой выбор в пользу накопительной пенсии. В этом случае для сохранения накопительной пенсии после 2016 года подавать специальное заявление не нужно.

Как и в ситуации со страховой пенсией, накопительная пенсия увеличивается в случае позднего выхода на пенсию. Таким образом законодатель стимулирует добровольное увеличение пенсионного возраста. Отличие от страховой пенсии лишь в том, что увеличение сумм связано не с обещанием повышенной оценки пенсионных коэффициентов, а с чисто математическим обстоятельством: увеличивается числитель и сокращается знаменатель в формуле расчета накопительной пенсии. Ведь числителем является сумма пенсионных накоплений, а знаменателем - количество лет, которое сокращается после каждого сверхсрочно отработанного года.


Кто имеет право на пенсию?


Чтобы получить страховую пенсию по новым правилам, необходимо одновременное соблюдение следующих требований:

- достижение пенсионного возраста;

- наличие по крайней мере минимального трудового стажа;

- наличие по крайней мере минимального количества пенсионных баллов.

Пенсионный возраст давно определен Законом № 173-ФЗ на уровне 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, причем для некоторых категорий работников предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию.

Минимальный общий стаж для получения права на пенсию сегодня составляет пять лет, но с каждым годом он будут увеличиваться. К 2024 году он должен достичь 15 лет.

В стаж для получения страховой пенсии будет засчитываться не только собственно время работы, но и некоторые другие периоды:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- период нахождения на больничном;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более шести лет в общей сложности);

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах;

- период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом;

- период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет;

- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Такой перечень установлен статьей 12 Закона № 400-ФЗ.

Наконец, уже с 2015 года страховая пенсия будет назначаться при количестве баллов пенсионера не менее 6,6. Этот коэффициент ежегодно будет увеличиваться на 2,4 до достижения значения в 30 баллов.

Для получения накопительной пенсии достаточно достижения пенсионного возраста и наличия средств на соответствующем счете в пенсионном фонде.