Автор: Морозова Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в НК РФ, в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности. Данные изменения действуют с 1 января 2019 года.

Небольшое уточнение имеет огромное значение

Cогласно новой редакции пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ранее от налогообложения освобождались только средства, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). А, к примеру, доходы от реализации нефинансовых активов подлежали налогообложению в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 25.04.2019 № 03-03-05/30244, от 04.04.2019 № 03-03-07/23385, от 26.02.2019 № 03-03-06/3/12369). Причем если реализованное имущество было приобретено за счет бюджетных средств, то налог на прибыль уплачивался со всей выручки от реализации без ее уменьшения на стоимость приобретения нефинансовых активов.

Таким образом, теперь казенным учреждениям не нужно уплачивать налог на прибыль с любых средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе с доходов от реализации товаров, готовой продукции и прочего имущества.

Данное новшество вполне закономерно и ожидаемо. Ведь все средства, полученные от приносящей доход деятельности, казенные учреждения и так отправляли в бюджет. Самостоятельно распоряжаться этими средствами они не вправе (п. 4 ст. 298 ГК РФ). По сути, средства – доход бюджета, а не доход казенных учреждений. Получается, что ранее налог на прибыль уплачивался с доходов бюджета.

Что включается в налоговую базу после изменений?

С принятием изменений возник вопрос: а что тогда казенным учреждениям нужно включать в налоговую базу по налогу на прибыль и учитывать на счете 1 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»?

Из прямого толкования пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что в налоговую базу по данному налогу не включаются именно средства, полученные от приносящей доход деятельности. А если это имущество либо иной доход, полученный в натуральной форме?

К примеру, согласно ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и учитываются при исчислении налога на прибыль доходы в виде:

  • стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (п. 13);

  • безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8);

  • использованных не по целевому назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств (п. 14);

  • в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации (п. 20).

В отношении перечисленных доходов, по мнению автора, пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется, поскольку в этих случаях речь идет о получении не денежных средств, а нефинансовых активов (или прав на них). Значит, с таких доходов казенные учреждения будут по-прежнему исчислять налог на прибыль.

О нюансах применения изменений

Как было указано выше, новая редакция пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ действует с 1 января 2019 года. Но год уже подходит к концу. Иными словами, законодатели ввели изменения задним числом.

Как же быть с теми суммами налога, которые были исчислены и уплачены казенными учреждениями, к примеру, с доходов от реализации имущества, в течение 2019 года (до принятия Федерального закона № 325-ФЗ)?

На основании общего порядка исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по нему, установленным ст. 286 НК РФ, налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного периода (квартала) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, предусмотренном ст. 286 НК РФ.

По мнению автора, казенные учреждения имеют право вернуть излишне исчисленную и уплаченную в бюджет сумму налога. Но, скорее всего, сделать они это смогут после сдачи налоговой декларации за 2019 год. Ее нужно будет представить по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@. Именно в ней учтены последние изменения налогового законодательства, в том числе внесенные Федеральным законом № 325-ФЗ.

* * *

В заключение отметим, что изменения, внесенные в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, значимые для казенных учреждений, поскольку освобождают от налогообложения практически все доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности. Вместе с тем с введением данных новшеств возникает целый ряд вопросов. К примеру, как быть с теми сумами налога, которые уже были уплачены в течение 2019 года?

Надеемся, что алгоритм возврата налога, а также иные разъяснения по применению обновленной нормы НК РФ будут доведены ФНС до налогоплательщиков в ближайшее время.