ИА ГАРАНТ

Как правильно оформить командировку сотрудника (российская организация, сотрудник - резидент) за границу в Евросоюз (Германия)?

Порядок направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств регулируется Трудовым кодексом РФ (далее ТК РФ) и Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение).

Согласно ст. 166 ТК РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В соответствии с п. 4 Положения срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения.

Работник направляется в командировку на основании решения работодателя (п. 3 Положения). При этом ни ТК РФ, ни Положение не уточняют, каким документом должно быть оформлено указанное решение. Поэтому работодатель вправе использовать для этих целей любой документ, разработанный им самостоятельно. По смыслу п. 3 Положения решение работодателя должно содержать указание на срок командировки, место командирования и содержание служебного поручения.

На практике традиционно решение работодателя о направлении в командировку оформляется приказом. Работодатели, продолжающие применять унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1), для оформления приказа о направлении работника в командировку используют форму N Т-9 (в отношении одного работника) или форму N Т-9а (в отношении группы работников)*(1).

До 8 января 2015 года Положение предусматривало необходимость оформления таких документов, как командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о выполненной работе в командировке. Изменения, внесенные в Положение постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595, привели к тому, что эти документы более не упоминаются в тексте нормативного правового акта. Следовательно, их отсутствие теперь не является нарушением порядка оформления служебной командировки. Однако и запрета на их составление не установлено. Какие именно дополнительные документы и по каким формам должны составляться при командировках, каждый работодатель вправе решить для себя самостоятельно.

Работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (п. 10 Положения). Причем суточные в иностранной валюте выплачиваются работнику начиная с даты пересечения государственной границы РФ, а в рублях - за те дни командировки, в которые работник находился на территории РФ, включая день пересечения государственной границы РФ при возвращении из командировки (п. 18 Положения).

Сведения о командировке фиксируются работодателем:

- в журнале учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации. Форма и порядок ведения журнала утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 739н на основании п. 8 Положения;

- в табеле учета рабочего времени.

По возвращении из командировки работник обязан предоставить работодателю в течение 3 рабочих дней (п. 7 и п. 26 Положения):

- авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах;

- документы, подтверждающие расходы, связанные с командировкой.

- служебную записку и оправдательные документы, подтверждающие использование личного транспорта (если указанный транспорт использовался для проезда к месту командирования и (или) обратно).

В соответствии со ст. 168 ТК РФ и п. 11 Положения работодатель обязан возместить работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. При направлении работника в командировку на территорию иностранного государства ему согласно п. 23 Положения дополнительно возмещаются также расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов; обязательные консульские и аэродромные сборы; сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта; расходы на оформление обязательной медицинской страховки; иные обязательные платежи и сборы.


Порядок и размеры возмещения расходов по найму жилого помещения, суточных, а также иных расходов, связанных с командировками, для работников коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом (часть четвертая ст. 168 ТК РФ, п.п. 11, 16, 17, 21, 24 Положения).

Оплата и (или) возмещение расходов работника в иностранной валюте, связанных с командировкой за пределы территории Российской Федерации, включая выплату аванса в иностранной валюте, а также погашение неизрасходованного аванса в иностранной валюте, выданного работнику в связи с командировкой, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 16 Положения).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

26 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Обращаем Ваше внимание, что с момента вступления в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) унифицированные формы первичных учетных документов перестали быть обязательными для применения работодателями (смотрите информацию Минфина РФ от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Как следует из разъяснений Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд) и Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), данное положение в полной мере распространяется и на формы первичных учетных документов по учету кадров (письмо Минтруда от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617, письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1). Иными словами, с 1 января 2013 года унифицированные формы, утвержденные Постановлением N 1, для негосударственных организаций не обязательны, такие организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно.