Автор: Данченко С. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Минфин выпустил уже ставшие традиционными Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год (приложение к Письму Минфина России от 19.01.2018 № 07-04-09/2694).

Документ, обобщающий практику применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете, предназначен в первую очередь для аудиторов для повышения качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Однако, хотя рассматриваемые рекомендации не являются нормативным правовым актом и имеют исключительно информационный характер, они будут интересны и полезны всем организациям, в том числе при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.

Учетная политика – 2017: изменения

С 6 августа 2017 года вступил в силу Приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н». Изменения были направлены на достижение следующих целей:

  • упорядочение процедуры формирования учетной политики организации;

  • активизация применения МСФО при выработке учетной политики организации;

  • приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом № 402-ФЗ.

Минфин разъясняет применение новых норм для целей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.

Способы ведения бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета (ФСБУ) (п. 3 и 4 Федерального закона № 402-ФЗ). В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета (ФСБУ) не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (введен новый п. 7.1 ПБУ 1/2008).

К сведению. Пунктом 7.1 ПБУ 1/2008 не устанавливаются, не отменяются и не изменяются способы ведения бухгалтерского учета. Вступление в силу данного пункта не предполагает обязательное внесение изменений в учетную политику организации, в том числе в части способов ведения бухгалтерского учета, разработанных самостоятельно до вступления в силу рассматриваемых новшеств.

Это важное разъяснение Минфина, поскольку в рассматриваемом случае организация должна последовательно применять следующие документы:

  • МСФО;

  • положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

Таким образом, если до внесенных изменений организация разработала и применяет свой способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, исходя, например, из рекомендаций в области бухгалтерского учета, то ей не нужно вносить изменения в учетную политику и менять применяемый способ.

Раскрытие консолидированной финансовой отчетности.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008).

Финансисты напоминают: консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение (п. 2 ст. 7 Федерального закона № 208-ФЗ).

Аналогичное мнение было представлено в Письме Минфина России от 30.08.2017 № 07-01-09/55577.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики.

По общему правилу, установленному п. 15 ПБУ 1/2008, последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете ретроспективно. Внесенными изменениями уточнено, что ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке не только входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату. Именно на это и обращается внимание Минфином.

Напомним, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 ПБУ 1/2008). Это означает, что отражать корректировки показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды не нужно.

Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 402-ФЗ обязательность проведения инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до 2013 года.

К сведению: Минфин напоминает, что исходя из этого, а также п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации активов и обязательств обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (за исключением активов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

С указанным подходом можно только согласиться, ведь лишь при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Признание расходов по займам

По общему правилу расходы по займам признаются прочими расходами. Исключением из этого правила являются займы, которые направлены на создание инвестиционного актива: в стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.

При этом организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут признавать все расходы по займам прочими расходами.

К сведению: представители Минфина уточняют, что нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не предусматривают признание расходов по займам, не включенным в стоимость инвестиционного актива, в качестве каких-либо активов, в том числе в качестве так называемых расходов будущих периодов.

Таким образом, финансисты вновь обозначили свою позицию по рассматриваемому вопросу, которую в 2017 году не раз озвучивали: нормативные правовые акты Минфина по бухгалтерскому учету не предусматривают признание расходов по займам в качестве каких-либо иных активов (письма от 20.02.2017 № 07-01-07/9681, от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28629).

Сравнительные данные по нематериальным активам

При изменении сроков полезного использования.

Срок полезного использования (СПИ) нематериального актива (НМА) ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения (п. 27 ПБУ 14/2007). В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, СПИ подлежит уточнению. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях.

Согласно п. 4 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения (за исключением изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации) подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно).

В случае изменения организацией СПИ НМА в бухгалтерской отчетности сравнительные данные за период (периоды), предшествующий (предшествующие) отчетному, не изменяются. Такие рекомендации дает Минфин.

При изменении способа определения амортизации.

Способ определения амортизации НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения (п. 30 ПБУ 14/2007). Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива существенно изменился, способ определения амортизации такого актива должен быть изменен соответственно. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях.

Как сказано ранее, изменение оценочного значения (за исключением изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации) признается в бухгалтерском учете перспективно путем включения в доходы или расходы организации (п. 4 ПБУ 21/2008).

В данном случае Минфин также рекомендует не изменять в бухгалтерской отчетности сравнительные данные за период (периоды), предшествующий (предшествующие) отчетному, в случае изменения организацией способа определения амортизации НМА.

Использование кросс-курса в бухгалтерском учете

С 1 января 2019 года вступят в силу изменения, внесенные в ПБУ 3/2006. Одним из новшеств является введение кросс-курса.

Стоимость активов и обязательств (денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах (банковских вкладах), денежных и платежных документов, финансовых вложений, средств в расчетах, включая по заемным обязательствам, с юридическими и физическими лицами, вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и др.), материально-производственных запасов, а также других активов и обязательств организации), выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли. Указанный пересчет производится по официальному курсу иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ.

Согласно новшествам, внесенным в ПБУ 3/2006, в случае отсутствия официального курса иностранной валюты к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, пересчет стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте, целесообразно производить применительно к порядку, установленному ПБУ 3/2006: по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ.

Поясним, что кросс-курс – это курсовое соотношение между двумя валютами, определяемое на основе курса данных валют по отношению к третьей валюте. Расчет значений кросс-курсов строится с использованием курсов данных валют к доллару США (то есть доллар является базой котировки для обеих валют).

Пенсионные программы: отражение в бухгалтерском учете

У организаций, участвующих в негосударственных пенсионных программах, возникают вопросы о конкретных способах ведения бухгалтерского учета обязательств (активов) и расходов, связанных с этими операциями. Дело в том, что нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету они не установлены.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п. 4 ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ).

По мнению Минфина, способы ведения бухгалтерского учета обязательств (активов) и расходов, связанных с участием организации в негосударственных пенсионных программах, целесообразно разрабатывать исходя из МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам».

Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и в случае, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (ПБУ 4/99).

Указанные показатели могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

К сведению: организация самостоятельно относит информацию (показатели) об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях к существенным или несущественным исходя как из величины, так и характера данной информации.

При этом, как напоминает Минфин, в соответствии с ПБУ 1/2008 несущественной является информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской отчетности организации не зависят экономические решения пользователей названной отчетности.

Отчет о движении денежных средств: раскрытие процентов за пользование денежными средствами

В силу ст. 852 ГК РФ если иное не предусмотрено договором банковского счета, то за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет.

В соответствии с ПБУ 23/2011 денежные потоки организации классифицируются в зависимости от характера операций, с которыми они связаны, а также от того, каким образом информация о них используется для принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности организации. Денежные потоки организации делятся на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций.

При этом денежные потоки организации, которые не могут быть однозначно классифицированы в соответствии с п. 8 – 11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций.

К сведению: согласно разъяснениям Минфина суммы денежных средств, зачисленные на счет организации в качестве процентов по договору банковского счета, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 8 – 12 ПБУ 23/2011).

Консолидированная финансовая отчетность

Возникновение обязанности составлять консолидированную финансовую отчетность.

Обязанность составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность распространяется на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ (ст. 2 Федерального закона № 208-ФЗ).

Названные организации обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством РФ. Такой перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.10.2015 № 2176-р.

Соответственно, обязанность составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2017 год возникает у организаций, которые были включены в указанные перечни в 2016 году.

Минфин напоминает, что исполнение обязанности составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность не предполагает освобождение организации от обязанности составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ.

Составление консолидированной финансовой отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность составляется согласно МСФО (ст. 3 Федерального закона № 208-ФЗ).

Минфин еще раз уточняет, что при составлении консолидированной финансовой отчетности следует руководствоваться МСФО, в установленном порядке признанными для применения на территории РФ. Аналогичное мнение было приведено в рекомендациях аудиторам за 2015 год (приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355).

При решении отдельных вопросов составления консолидированной финансовой отчетности целесообразно также руководствоваться сложившейся практикой применения МСФО на территории РФ, обобщенной в документах Межведомственной рабочей группы по применению МСФО, образованной Минфином (ОП 1-2012, ОП 2-2012, ОП 3-2013, ОП 4-2013, ОП 5-2014, ОП 6-2015, ОП 7-2015, ОП 8-2016, ОП 9-2016, ОП 10-2017, ОП 11-2017). Указанные документы размещены на официальном интернет-сайте Минфина – www.minfin.ru, путь: Бухгалтерский учет и отчетность / Международные стандарты финансовой отчетности / Законодательство о МСФО / Межведомственная рабочая группа по применению МСФО.

* * *

Минфин разработал рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год.

Основной акцент в этом документе сделан на новшествах, внесенных в порядок ведения бухгалтерского учета в 2017 году. В частности, поправки, введенные в ПБУ 1/2008, затрагивают вопросы, связанные со способами ведения бухгалтерского учета, с раскрытием консолидированной финансовой отчетности, с ретроспективным отражением последствий изменения учетной политики. Также изменения были внесены в ПБУ 3/2006: Минфин отмечает введение понятия «кросс-курс» для целей бухгалтерского учета.

Кроме того, даны рекомендации по отдельным вопросам бухгалтерского учета, вызвавшим интерес в 2017 году, например, о признании расходов по займам, не включенным в стоимость инвестиционного актива, о сравнительных данных по нематериальным активам, о классификации процентов за пользование денежными средствами в отчете о движении денежных средств.