Кейс: Как «списать» кредиторскую задолженность без возникновения налоговой базы по налогу на прибыль

Задача списания «древней» дебиторской и кредиторской задолженности знакома почти каждому бухгалтеру.

Типовая ситуация: Компания А, применяющая общую систему налогообложения, приобретает товары (работы, услуги) у Компании B, применяющей УСН. Платежи за поставки (услуги) Компания А не осуществляет. Очевидно, такая схема применяется в интересах Компании А, которая получает возможность уменьшить свою базу по налогу на прибыль. Поскольку Компания В применяет кассовый метод учета (УСН), то она тоже не в проигрыше.

Однако у обеих сторон в учете накапливаются взаимные задолженности, и через некоторое время может возникнуть вопрос: как от этих задолженностей избавиться? При этом минимизируя отрицательные налоговые последствия.

Далее, мы рассмотрим оригинальный вариант решения этого кейса: уступка права требования новому кредитору и последующее прощение долга новым кредитором.

1 этап. Сначала посмотрим на ситуацию со стороны кредитора (Компании B).

Компания В - уступает право требования долга по договорам поставки и договорам оказания услуг физическому лицу. Согласно ст. 382 ГК РФ юридическое лицо имеет такое право. В договоре уступки стоимость требования может быть оценена ниже, чем величина задолженности.

Так как Компания В применяет УСН, то доходы признаются на дату поступления денежных средств на расчетный счет и/или в кассу получения иного имущества (работ, услуг) и/или имущественных прав, а также погашения другим способом задолженности налогоплательщику (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, на момент уступки права выручка от реализации товаров (работ, услуг) еще не признана.

Учитывая правила признания доходов, установленные для кассового метода при применении УСН, доходы от реализации товаров (работ, услуг) компанией В не признаются. Такая позиция обусловлена следующим: В п. 1 ст. 346.17 НК РФ прямо указано на то, что погашение задолженности налогоплательщику иным способом предполагает возникновение дохода, только если такое погашение связано с оплатой. В результате уступки право требовать оплату по договору переходит к другому лицу, поэтому задолженность по оплате реализованных товаров (работ, услуг) перед первоначальным Кредитором никогда не будет погашена.

Для компании В при переуступке права требования происходит только смена лиц в обязательстве, налоговых последствий нет.

2 этап. Далее физическое лицо, которое приобрело право требования становится учредителем компании А.

3 этап. Новый учредитель прощает долг компании А.

Один из способов не учитывать в доходах компании А сумму прощенного учредителем долга по договору приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) - одновременно с прощением долга увеличить размер чистых активов общества.

Такое прощение долга, являясь основанием прекращения обязательства (ст. 415 ГК РФ), дает налогоплательщику право в соответствии с пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ не включать возникший доход в налоговую базу. Возможность применения данной статьи в этом случае не зависит от размера доли участника. Эту позиция нашла отражение в письмах Минфина России от 20.04.2011 N 03-03-06/1/257, от 21.03.2011 N 03-03-06/1/160 и письмах ФНС России от 22.11.2012 N ЕД-4-3/19653, от 23.05.2011 N АС-4-3/8157@). Возможность применения в указанном случае пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ подтверждается и разъяснениями официальных органов (Письма Минфина России от 25.06.2014 N 03-03-06/1/30267, ФНС России от 02.05.2012 N ЕД-3-3/1581@, от 20.07.2011 N ЕД-4-3/11698@).

Вместе с соглашением о прощении долга компании А нужно оформить протокол общего собрания участников общества, по которому имущество, имущественные или неимущественные права передаются Организации для увеличения чистых активов (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ). Возможность воспользоваться такой льготой появилась с 1 января 2011 года и распространяется на обязательства, возникшие с 1 января 2007 года (п. 1 и 2 ст. 4 Закона от 28 декабря 2010 г. № 409-ФЗ).

Бухгалтерский учет у компании А.

Дополнительные записи в бухучете делать не надо. Объясняется это тем, что увеличение чистых активов происходит за счет финансового результата. При этом никакого движения имущества (имущественных прав) не происходит.

Налогообложение компании А.

В налоговом учете у компании А налогооблагаемого дохода не возникает. Прощение долга продавцом (исполнителем) приводит к уменьшению обязательств покупателя (заказчика) по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг, имущественных прав (ст. 407, 415 ГК РФ). Однако цена договора при прощении долга остается неизменной. НДС приобретенные товары (работы, услуги) не облагались, так как поставщик - Компании B применяет УСН.

Даже в случае, если бы Компания В применяла ТСНО,и предъявленный продавцом НДС покупатель (Компания А) принял к вычету одновременно с оприходованием товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ), при условии правильно оформленного счета-фактуры, применение налогового вычета покупателем признавалось бы обоснованным. Оснований для восстановления входного НДС у Компании А в рассматриваемой ситуации нет.

Таким образом, у компании А кредиторская задолженность, приобретенная физическим лицом, погашена. Сумма задолженности на основании протокола собрания участников, в число которых вошло указанное выше физическое лицо, увеличивает размер чистых активов общества. Налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС у компании А не возникает. У физического лица налоговая база, в отношении которой применяется налоговая ставка 13%, определяется как денежное выражение таких доходов. До момента получения денежных средств по договору уступки требования обязанности по уплате НДФЛ у физического лица не возникает (Письмо Минфина от 9 февраля 2016 г. N БС-4-11/1889@). Компания В, уступившая право требования, до момента получения денежных средств не имеет обязательств по уплате УСН.