ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Строительство новых зданий, проведение строительных работ осуществляются на основании соответствующей разрешительной документации. Вопросы, касающиеся строительной деятельности, регулируются гражданским законодательством, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №169-ФЗ) и иными нормативно-правовыми актами.

Обратимся к положениям ГК РФ, которым определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 1 статьи 263 ГК РФ).

Таким образом, строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Обратите внимание!

Согласно статье 222 ГК РФ:

«Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил».

Таким образом, строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, будет являться самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не имеет право распоряжаться этой постройкой, в том числе и сдавать ее в аренду (Постановление Апелляционной инстанции арбитражного суда Омской области от 10 октября 2005 года по делу №А-641/05, Постановление ФАС Московского округа от 17 марта 2004 года по делу №КГ-А40/1577-04).

Заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (пункт 1 статьи 3 Закона №169-ФЗ. Это подтверждается и арбитражной практикой - Постановление ФАС Уральского округа от 24 июня 2004 года по делу №Ф09-1897/04-ГК.

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях, требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания является заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.

Разрешение на строительство не требуется в случае: если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций (пункт 2 статьи 3 Закона №169-ФЗ). Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приложением к Приказу Минстроя Российской Федерации от 3 июня 1992 года №131 «О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ» (далее - Примерное положение о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР) разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (далее - Госархстройнадзор Российской Федерации), а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.

Разрешения на выполнение СМР подразделяются на два вида:

·   всех работ по объекту;

·   на выполнение отдельных видов СМР: подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов (пункт 4 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР).

Срок действия специального разрешения устанавливается инспекцией Госархстройнадзора исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ.

По истечении срока действия специального разрешения заказчик обязан продлить его в инспекции Госархстройнадзора в недельный срок. Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение СМР по объекту не началось (пункт 5 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР).

При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы организации-заказчика или передаче подряда на строительство другой строительной организации, разрешение подлежит перерегистрации в инспекции Госархстройнадзора в трехнедельный срок (пункт 6 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР).

Главой III Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР установлен перечень представляемых заказчиком документов и материалов.

Для получения разрешения на выполнение всех СМР по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы и материалы:

·   заявление на получение разрешения по форме приложения №1 данного Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР;

·   проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства;

·   заключения экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации;

·   строительный генплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями;

·   копию свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

·   приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ;

·   прошнурованный журнал работ.

Кроме документов и материалов, указанных выше инспекция Госархстройнадзора может дополнительно потребовать от заказчика:

·   заключение органов охраны памятников истории и культуры о проведенных (в необходимых случаях) на участке предстоящего строительства исследованиях культурного слоя исторических населенных пунктов;

·   заключение территориальной геологической организации об отсутствии или наличии на участке предстоящего строительства полезных ископаемых. При наличии полезных ископаемых на таком участке выдача разрешения на застройку производится в установленном законодательством порядке.

Порядок выдачи организации разрешения на выполнение СМР предусмотрен главой IV Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение СМР.

Инспекция Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривает представленные заказчиком документы и материалы и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение СМР.

В случае положительного решения, инспекция Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора и журнал работ с отметками о выданном разрешении.

Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения.

При повторном обращении заказчика инспекция Госархстройнадзора рассматривает вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи дней с момента представления необходимых документов и материалов.

Копия выданного инспекцией Госархстройнадзора разрешения на выполнение СМР должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию должностных лиц государственных надзорных органов.

Заказчик обязан уведомить инспекцию Госархстройнадзора о начале выполнения СМР на объекте в срок не менее чем за неделю до начала работ.

В процессе строительства заказчик информирует инспекцию Госархстройнадзора об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена производителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, существенные изменения проектных решений и так далее).

Обратите внимание!

За нарушение требований нормативных документов в области строительства статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено следующее:

Нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, СМР, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий влечет наложение административного штрафа:

·   на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

·   на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

·   на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

·   на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Еще более строгая ответственность предусмотрена за те же действия, которые повлекли потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий:

§  на граждан - в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

§  на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

§  на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

§  на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.

Пунктом 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлено, что строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства влечет наложение административного штрафа:

·   на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

·   на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

·   на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Отражение в бухгалтерском и налоговом учетах затрат на получение разрешения на строительство.

При организации бухгалтерского учета операций, связанных с долгосрочными вложениями, организации руководствуются Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденных Письмом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №160 (далее - ПБУ по учету долгосрочных инвестиций). Как указано в Письме Минфина Российской Федерации от 15 сентября 2005 года №07-05-06/243 «О бухгалтерском учете расходов организации и операций, связанных с долгосрочными вложениями» указанным документом следует руководствоваться в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету.

На основании пункта 2.3 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций, плату за получение специального разрешения на выполнение СМР по объекту заказчик включает в стоимость этого объекта и отражает в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств».

Для целей налогообложения прибыли плата за получение специального разрешения включается, у заказчика в стоимость объекта (статья 257 НК РФ).

Более подробно с вопросами, касающимися лицензирования строительной деятельности, форм учета и отчетности в строительстве Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Строительство».