Автор: Тимонина И. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Постановлению АС ВВО от 21.08.2019 по делу № А43-10201/2018.

Должны ли сходиться количество и наименования материалов в подписанных заказчиком актах сдачи-приемки работ и отчетах по форме М-29? Вправе ли налоговый орган требовать, чтобы налогоплательщик объяснил причины расхождений?

Если говорить кратко, то ответы на поставленные вопросы могут быть такими. Объем материалов, использованных при выполнении работ, должен быть сопоставим с их количеством, указанным в актах сдачи-приемки работ. Причем должен быть именно сопоставим, сравним с принятым заказчиком количеством, а не совпадать с ним. И да, налоговый орган вправе требовать от организации пояснить причины выявленных расхождений. Это позволит сделать контролерам правильные выводы.

Поясним сказанное. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы должны быть обоснованными, направленными на получение доходов, документально подтвержденными. Очевидно, названные требования не соблюдаются, если количество израсходованных материалов (в частности, согласно отчету по форме М-29) значительно превышает объемы материалов в проектно-сметной документации (она содержит нормативное количество материалов) и актах выполненных работ (в них указываются принятые заказчиком затраты). Неизбежен вопрос: чем вызваны эти значительные расхождения? Такое возможно, если в договор вносились изменения. Представив соответствующие документы (дополнительные соглашения, сметы, письма и др.), организация сможет избежать исключения разницы в стоимости материалов из состава налоговых расходов.

Другое дело, когда налогоплательщик не может объяснить причины существенных расхождений. В таких ситуациях нет смысла обращаться в суд и пытаться доказывать незаконность действий инспекции.

Руководствуясь ст. 252 НК РФ, ст. 704, 709, 743, 746 ГК РФ, Приказом ЦСУ СССР от 24.11.1982 № 613 «Об утверждении типовой междуведомственной формы № М-29», арбитры признают расходы в виде разницы в стоимости материалов экономически не обоснованными и документально не подтвержденными, вследствие чего они не могут учитываться в целях налогообложения прибыли.

В качестве примера можно назвать Постановление АС ВВО от 21.08.2019 по делу № А43-10201/2018, в котором судьи решили:

  • фактическими расходами организации на использованные строительные материалы являются расходы, отраженные в актах КС-2, а не в отчете по форме М-29;

  • стоимость материалов, не учтенных в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) и не предъявленных заказчикам к оплате, является необоснованным расходом.

Обратите внимание: рассматривая спорные ситуации, арбитры подчеркивают, что в подписанных заказчиком актах приемки выполненных работ содержится информация о наименовании и количестве материалов, использованных при выполнении работ на конкретном объекте согласно установленным нормам.

Конечно, проверяющие могут придраться и к незначительным расхождениям. Поэтому налогоплательщику нужно быть готовым обосновать их. Сделать это проще, но на слово не поверят ни контролеры, ни судьи. В качестве доказательства организация может предъявить:

  • акты выявления брака (самим подрядчиком до сдачи работ), документы, оформленные в связи с его устранением;

  • письма, претензии заказчика, обнаружившего недостатки при приемке работ или в течение гарантийного срока эксплуатации, другие документы (например, акты осмотра), свидетельствующие о признании подрядчиком факта наличия недостатков и об их устранении;

  • объяснительные о причинах перерасхода.

Расхождения в части материалов между актами КС-2 и отчетами о списании материалов не только возможны, но, скорее всего, неизбежны. Подрядчику необходимо организовать надлежащий контроль, чтобы не допускать излишнего необоснованного списания материалов. Налоговым органам давно известен такой способ увеличения расходов, как списание несуществующих материалов (которые фактически не приобретались и не использовались). А суды отказываются защищать налогоплательщиков, не представивших доказательства реальности операций. Арбитры отклоняют ссылки организаций на то, что НК РФ не установлено требования о совпадении материалов (по видам и количеству) в документах, подтверждающих их списание в производство (для выполнения работ), и актах сдачи-приемки, подписанных заказчиком.