Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Опубликовано в  "Финансовой газете" № 25 (1260), 7 июля 2016 года 

Составляем исковое заявление в суд с экспертом

Для того чтобы добиться от управляющей компании перерасчета платы за неоказанные (либо некачественно оказанные) коммунальные услуги и возмещения материального вреда, приходится обращаться в суд.

Каким образом составить исковое заявление, какие к нему необходимо приложить документы?

Обязанности управляющей компании

Напомним, что управляющая организация управляет многоквартирным домом на основании договора управления с каждым собственником помещений дома (ст.162 ЖК РФ). К сожалению, большинство жильцов в многоквартирном доме понятия не имеют о существовании договора и, более того, не знают перечня обязанностей управляющей компании.

Итог такого незнания – управляющая компания, мягко говоря, не должным образом исполняет обязанности, вытекающие из договора управления с собственниками жилья. Например, из-за аварии зимой без отопления осталось несколько квартир, из-за скачка в напряжении сгорели бытовые приборы. Ситуация усугубляется тем, что нередко жители принимают решение не оплачивать коммунальные услуги, которые фактически не оказаны. Однако в этом случае собственник нарушает условия договора с управляющей компанией, которая начислит ему пени за неоплату коммунальных услуг.

Цивилизованным способом разрешения подобной проблемы является подача искового заявления в суд. Прежде чем рассматривать порядок действия жильцов, коротко обозначим основные обязанности управляющей компании, которые должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила их оказания определены в постановлении Правительства РФ от 3.04.13 № 290. 

Основными обязанностями управляющей компании являются:

  • проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);

  • постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;

  • контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);

  • восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Как составить иск

Исковое заявление обязательно составляется в письменной форме (печатается либо пишется от руки) и должно содержать следующую информацию:

  • наименование суда, в который подается исковое заявление (имейте в виду, что мировые судьи рассматривают дела, если сумма иска не превышает 50 тыс. руб. (ст. 23 ГПК РФ) - это ограничение касается размера имущественного требования и не относится к возмещению морального вреда);

  • наименование истца, его место нахождения (если иск подается представителем, то также указывается его имя и полный адрес);

  • наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

  • требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (не должно быть обтекаемых формулировок, излагаются конкретные требования к управляющей компании);

  • обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства (описывается суть дела, и указываются конкретные пункты договора с управляющей компанией, которые нарушены);

  • цена иска (указывается сумма долга, подлежащая взысканию с управляющей компании);

  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

  • перечень прилагаемых документов.

В исковом заявлении могут содержаться и иные сведения, а также ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

Какие документы приложить к исковому заявлению

К указанному заявлению должны быть приложены документы, которые являются значимыми и ссылка на которые имеется в тексте заявления. Например, такими могут быть документы, подтверждающие:

  • претензии, предъявленные к управляющей компании (переписка, журнал аварийных заявок и т.п.);

  • оплату взыскиваемой суммы (квитанции об оплате коммунальных услуг).

Образец искового заявления

Универсального (шаблонного) искового заявления не существует из-за специфики подобных дел. Поэтому в каждом случае целесообразно обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

Рассмотрим конкретный пример.

Согласно п. 2.1.1 договора от 25.12.09 №1-83/+6 ООО «Доверие+6» должно обеспечивать оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем, приведенным в приложении № 1 к указанному договору (копия договора с приложениями имеется в материалах дела). В п. 1 названного приложения установлено, что на управляющую компанию ООО «Доверие+6» возлагается обязанность по устранению аварийных ситуаций, связанных с неисправностью трубопроводов внутридомовых инженерных сетей.

В период с 29 января по 4 февраля 2016 г. в доме на ул. Богдана Хмельницкого в кв. 23 и по стоякам, связанным с этой квартирой (кв. 18, 19, 26, 27, 30, 31), возникла аварийная ситуация, результатом которой стало полное отсутствие тепла по тем стоякам, которые связаны с батареями.

Жители неоднократно обращались в аварийную службу по изложенному поводу, о чем свидетельствует выписка из журнала заявок ЖЭУ ООО «Доверие+6».

Слесари данной организации приступили к устранению аварии на чердаке и проводили сварочные работы (это подтверждают показания свидетелей). После окончания сварочных работ тепло по стоякам пошло. Причиной аварии была заморозка или воздушная пробка на трех коленах, которые соединяют на чердаке стояки с горизонтально подающей линией. Рабочие управляющей компании заменили эти участки, установив воздушные вентили (о чем свидетельствуют фотографии, сделанные жильцами дома).

В соответствии с п. 21 Правил от 6.05.11 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ресурсоснабжающая организация (в данном случае – ООО «Мечел-Энерго») несет ответственность за качество оказания коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. За систему отопления, включая стояки, обогревающие элементы (радиаторы отопления), регулирующую и запорную аппаратуру, а также другое оборудование, расположенное в квартирах, отвечает организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом.

Факт отсутствия тепла с 29 января 2016 г. из-за промерзания участков общедомового стояка отопления подтвердила и сама управляющая компания ООО «Доверие+6» (ответ на претензию жильца).

На основании изложенного жители написали заявление в ООО «Доверие+6» с просьбой произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в период с 29 января по 4 февраля 2016 г. Однако управляющая компания отказала в праве на перерасчет, обосновав это тем, что в один из этих дней (31 января 2016 г.) произошла авария на наружных сетях, которая была устранена в тот же день ресурсоснабжающей организацией ООО «Мечел-Энерго».

Кроме того, управляющая компания указала, что не были проведены замеры температурного режима в названный период, несмотря на то что проверка ненадлежащего качества теплоносителя не должна проводиться при полном отсутствии тепла. Факт фиксации температурного режима имеет значение перед началом отопительного сезона, в течение же самого сезона тепло должно поступать в дома бесперебойно. В п.3 Правил № 354 определено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха, а в период, когда соответствующая услуга не оказывалась при допущении аварийной ситуации (отсутствие тепла в стояках), температура воздуха на улице достигала 30гр.С, а в квартире + 8гр.С.

В заключение отметим, что жители выиграли данный судебный процесс, пройдя через четыре судебных заседания у мирового судьи и апелляцию (в районном суде города).

В рассматриваемой ситуации активность проявили жильцы квартир, у которых отсутствовало тепло. При этом были скрупулезно собраны все документы, подтверждающие факты неоказания услуг управляющей компанией. Безусловно, было потрачено немало сил и нервов в судебном разбирательстве.

Однако стоила ли игра свеч? Каждый собственник многоквартирного дома ежемесячно платит немалые деньги за коммунальные услуги, которые должны быть оказаны в полном объеме и надлежащего качества. На практике многие управляющие компании игнорируют жалобы и претензии жильцов, полагаясь на их инертность и неспособность защитить свои права в судебном порядке. После проигрыша в суде работники управляющей компании стали быстрее реагировать на потребности жильцов (заменен козырек над входным крыльцом в подъезд и т.п.), понимая, что невыполнение своих прямых обязанностей не останется безнаказанным.

Приведем образец искового заявления.

Мировому судье судебного участка № 4 Металлургического района Челябинска

Истец: Незабудкина Ирина Викторовна,

проживающая по адресу: 454017, Челябинск,

ул. Богдана Хмельницкого, д. 25, кв. 23

(тел. 288-06-78)

Ответчик: Управляющая компания ООО «Доверие+6»

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о перерасчете платы за коммунальные услуги

В постановлении Правительства РФ от 23.05.06 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлены требования к оказанию коммунальных услуг, однако в период с 29 января по 4 февраля 2016 г. г. эти услуги не соответствовали указанным требованиям, что выразилось в отсутствии услуг по отоплению, а именно в том, что тепло не поступало по стоякам, связанным с батареями.

В период с 29 января по 4 февраля 2016 г. тепло не поступало по трем стоякам во 2-м подъезде дома № 25 по ул. Богдана Хмельницкого (обслуживающая компания ООО «Доверие+6») при наличии общего тепла в доме. Слесарь ЖЭУ «Доверие +6» в соответствии с вызовами 29, 30 января 2016 г. не определил причину случившегося. 31 января 2016 г. произошла авария в наружной сети. Компания «Мечел-Энерго» устранила эту аварию в тот же день и произвела перерасчет платы жителям указанного дома за одни сутки. При этом три стояка в доме по-прежнему оставались холодными, несмотря на то что 31 января 2016 г. в 8 утра слесари ЖЭУ «Доверие+6» привозили сварочный аппарат, но, получив телефонограмму о наружной аварии, сразу его увезли.

Поскольку работники ЖЭУ в устных разговорах с жителями дома указывали на виновность компании «Мечел-Энерго», то 1, 2 февраля 2016 г. никакие работы по устранению аварии ЖЭУ не проводили. В ст. 9 постановления № 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Согласно п. 1 приложения № 1 к договору от 25.12.09 №1-83/+6 на управляющую компанию «Доверие+6» возложена обязанность по устранению аварийных ситуаций, связанных с неисправностью трубопроводов внутридомовых инженерных сетей. В соответствии с п.п. «б» ст. 49 постановления № 307 исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества потребителю, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, как это определено законодательством РФ. В период, когда отсутствовало тепло в стояках, температура воздуха на улице достигала 30гр.С, а в квартире +8гр.С.

4 февраля 2016 г. работники ЖЭУ все же приступили к сварочным работам на чердаке, и после их окончания по стоякам пошло тепло. Причиной аварии послужила заморозка или воздушная пробка на трех коленах, которые соединяют на чердаке соответствующие стояки с горизонтально подающей линией. Аварийные участки были заменены путем установки воздушных вентилей (о чем свидетельствуют фотографии, сделанные жильцами дома).

На основании изложенного прошу суд:

обязать управляющую компанию ООО «Доверие+6»произвести перерасчет платы за отопление в связи с тем, что данные услуги не были предоставлены за период с 29 января по 4 февраля 2016 г. согласно ст. 164 ЖК РФ и Правилам от 6.05.11 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в сумме 3240 руб. (материальное требование к ответчику) на основании представленного расчета в срок до 1 сентября 2016 г.

Указанный перерасчет должен быть выполнен в пользу истца: Незабудкиной Ирины Викторовны.

Приложение:

1) заявление директору ООО «Доверие+6»;

2) ответ директора ООО «Доверие+6» Крыленко А.А.;

3) ответ «Мечел-Энерго»;

4) акт обследования;

5) фотографии (4 шт.) с пояснениями, указаниями адреса;

6) схема стояков;

7) расчет взыскиваемой суммы;

8) решение прокуратуры.

Статья актуальна на 07.07.2016