Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Начало

После создания ТСЖ и оформления необходимой документации необходима государственная регистрация ТСЖ.

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация ТСЖ осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно п.4 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129 -ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон №129 -ФЗ), записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Этап 1. Заполнение заявление о государственной регистрации по форме №Р11001.

Заявление по форме №Р11001 заполняется в соответствии с правилами, установленными приказом ФНС РФ от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

В том случае если заявитель, указанный в форме №Р11001, будет не сам представлять (получать) в регистрирующем органе документы, необходима оформленная надлежащим образом доверенность.

Если заявителем является председатель правления ТСЖ, то доверенность не нужна. Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, приводятся в листе Е формы №Р11001.

Важно!

Подпись заявителя на заявлении формы №Р11001 должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет документ, удостоверяющий его личность, а также когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам

Этап 2. Формирование пакета документов для регистрации:

- решение о создании ТСЖ, оформленное решением единственного учредителя или протоколом общего собрания учредителей;

- учредительные документы юридического лица (устав ТСЖ). Представляется в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте и в одном экземпляре - при направлении в электронном виде;

- документ, подтверждающий статус учредителя, если им выступает иностранное юридическое лицо.

Этап 3. Уплата госпошлины.

За регистрацию необходимо уплатить госпошлину в размере 4 000 рублей (пп.1 п.1 ст.333.33 НК РФ).

Этап 4. Представление комплекта документов в налоговую инспекцию.

Комплект документов может быть представлен непосредственно в налоговую инспекцию (лично либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности) либо в многофункциональный центр - МФЦ (лично либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности).

Комплект документов можно отправить по почте с объявленной ценностью и описью вложения. Федеральной налоговой службой разработан сервис «Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде», предоставляющий возможность направить в налоговый орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей электронные документы с использованием сети Интернет. Воспользоваться программой можно по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/service/gosreg_eldocs/.

Этап 5. Получение документов о государственной регистрации.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов (п.3 ст. 13 Закона №129-ФЗ).

Налоговые органы при принятии положительного решения о регистрации должны выдать:

-свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

-один экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;

-лист записи ЕГРЮЛ.

Возможные причины отказа в регистрации ТСЖ. Судебная практика.

В соответствии с п.3 ст.51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица налоговые органы обязаны провести проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр, согласно ст.5 Закона №129-ФЗ.

В п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень ситуаций, служащий для отказа в государственной регистрации. Так, например, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, несоблюдение нотариальной формы представляемых документов (в случае необходимости), подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации.

Например, если вместо протокола общего собрания членов ТСЖ на регистрацию будет представлена выписка из него. Данное обстоятельство может явиться отказом в государственной регистрации изменений ТСЖ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2012 г. №А45-11918/2012).

Однако налоговые органы не должны проверять представленные документы (их форму и содержание) на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ. Так, регистрирующий орган не вправе проверять соответствие представленных на регистрацию документов положениям п.9 ст.161 ЖК РФ, п.1 ст.136 ЖК РФ. Согласно п.4.1 ст. 9 Закона №129-ФЗ проверять соблюдение установленного ЖК РФ порядка создания ТСЖ регистрирующий орган не уполномочен (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 г. №А34-2998/2015).

В одном из арбитражных дел суд признал неправомерным отказ налогового органа в регистрации ТСЖ по причине неправильного указания в протоколе общего собрания собственников общей площади помещений. Суд признал отказ в регистрации несостоятельным, поскольку проверка кворума в протоколе общего собрания не входит в обязанности регистрирующего органа (решение АС Самарской области от 01.11.2015 г. №А55-19749).

Статья актуальна на 10.03.16