Автор: Гусев А. , к.п.н., редактор журнала

Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера" № 3/2018

Комментарий к Распоряжению от 16.01.2018 № 21р.

 В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе государственные и муниципальные заказчики при заключении контрактов вправе предусмотреть в них авансовые платежи. При этом размеры авансовых платежей получателей средств федерального бюджета ежегодно устанавливаются Правительством РФ. Так, на 2017 год размеры авансовых платежей определены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (далее – Постановление № 1496).

В целях повышения эффективности использования средств бюджетными учреждениями Федеральным законом № 47-ФЗ положения ст. 30 Федерального закона № 3-ФЗ дополнены новой нормой, в силу которой бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусматривающих авансовые платежи, обязаны соблюдать требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Согласно п. 18 Постановления № 1496 федеральные бюджетные учреждения вправе предусмотреть авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ:

  • на сумму, не превышающую 600 млн руб., – до 30  суммы договора (государственного контракта);

  • на сумму, превышающую 600 млн руб., – до 30  суммы договора (государственного контракта) при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином (с ограничением общей суммы авансирования не более 70  суммы договора (государственного контракта)).

Необходимо отметить, что указанные ограничения распространяются только на договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. В случае заключения договора на текущий ремонт эти положения применять нельзя. Напомним: текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

По остальным договорам (государственным контрактам) учреждения могут при заключении договоров (контрактов) преду­сматривать авансовые платежи в размере 30 , от 30 до 80 , от 30 до 90  и 100  стоимости договора. При этом:

1) авансовый платеж в размере до 100  суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ допускается по договорам (государственным контрактам):

  • об оказании услуг связи;

  • о подписке на печатные издания и их приобретении;

  • об обучении на курсах повышения квалификации;

  • о прохождении профессиональной переподготовки;

  • об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

  • о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

  • о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансового обеспечения строительства этих объектов, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

  • о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;

  • об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;

  • о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;

  • об аренде индивидуального сейфа (банковской ячейки);

  • об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

  • об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;

  • о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями;

  • о проведении мероприятий по тушению пожаров.

Заметим, что перечень товаров, работ, услуг, при приобретении которых договором (контрактом) может быть предусмотрена 100 -я предоплата, является закрытым;

2) авансовые платежи в размере от 30 до 80  суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ могут быть предусмотрены по договорам (государственным контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при наличии подтверждения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции, полученного до размещения извещения о закупке, направления приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо до осуществления закупки у единственного поставщика при включении в указанные договоры (государственные контракты) (за исключением договоров (государственных контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с Законом о контрактной системе) условия об осуществлении в соответствии с бюджетным законодательством РФ территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения таких авансовых платежей;

3) авансовые платежи в размере свыше 30 , но не более 90  суммы договора (государственного контракта) (за исключением договоров (государственных контрактов), по которым применяются авансовые платежи в размере, не превышающем 30 ) устанавливаются в договорах (государственных контрактах), в отношении которых производится казначейское сопровождение;

4) авансовые платежи в размере, не превышающем 30  суммы договора (государственного контракта), предусматриваются в договорах о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе в договорах (государственных контрактах) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ.

Необходимо отметить, что договоры (государственные контракты), предусматривающие авансовые платежи в размере 30 , от 30 до 80  и от 30 до 90 , должны содержать условие о последующих (после выплаты аванса) платежах в размере, не превышающем подтвержденную в соответствии с установленным Минфином порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета стоимость фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом ранее произведенного авансового платежа. Кроме того, при заключении таких договоров, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, в них не включаются условия о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора (государственного контракта). При этом данное ограничение не распространяется на договоры (государственные контракты), условиями которых установлено осуществление в соответствии с бюджетным законодательством РФ территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств, полученных на основании таких договоров (государственных контрактов).

В силу п. 20 Постановления № 1496 не должны предусматриваться авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку отдельных товаров, оказание отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ.

Перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров (оказание услуг) не предусматриваются авансовые платежи, утвержден комментируемым Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 1-р. В случае если предметом договора (государственного контракта) являются поставка товаров (оказание услуг), включенных в данный перечень, и поставка товаров (оказание услуг), не включенных в него, в отношении этого договора (государственного контракта) применяется п. 20 Постановления № 1496.

С момента принятия указанного распоряжения признано утратившим силу ранее действовавшее Распоряжение Правительства РФ от 14.03.2017 № 55-р.

Новый перечень также содержит 26 позиций и ничем не отличается от прежнего.

Отметим: утверждение должностным лицом учреждения документации о проведении закупки товаров, работ или услуг по перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ № 1-р, содержащей условие об авансовых платежах, повлечет наложение на это лицо административного штрафа в размере 3 00 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).