Автор: В. Куницына

Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2016

Какие документы регламентируют возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности?

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (п. 8 ст. 47 Закона об образовании[1]). В статье рассмотрим, как реализуется данное право на практике.

Правовые основы выплаты компенсации

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций в форме компенсации коммунальных расходов, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций упомянутые размер, условия и порядок устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Правила компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 № 963 (далее – Правила № 963).

Данные правила устанавливают ежемесячную компенсацию с фиксированным размером, который в настоящее время составляет 1 200 руб. Компенсация выплачивается на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение, имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. В качестве оснований выступают:

  • трудовой договор или трудовая книжка;
  • копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства.

Ежемесячная компенсация должна начисляться и выдаваться образовательной  организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца и отражением в отдельной ведомости (п. 3 Правил № 963).

Финансовое обеспечение расходов на компенсацию

Согласно п. 4 Правил № 963 финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной компенсации на оплату коммунальных услуг педагогам, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся образовательные организации. При этом казенным учреждениям доводятся лимиты бюджетных обязательств, а бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии).

Образовательные организации ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, предшествующего началу квартала, должны представлять в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, заявку на финансовое обеспечение указанных расходов, в которой отражаются (п. 5 Правил № 963):

  • сведения о численности работников;
  • размер ежемесячной компенсации расходов на одного работника;
  • объем средств, необходимых на выплату ежемесячной компенсации всем работникам.

По окончании квартала учреждения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, аналитический отчет о расходах, содержащий сведения о численности работников, сумме полученной организацией ежемесячной компенсации, сумме выплаченной работникам ежемесячной компенсации (п. 6 Правил № 963).

Отражение в учете компенсации коммунальных расходов

Согласно Указаниям № 65н[2] расходы учреждения на выплату педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения следует отражать по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», так как данная выплата связана со статусом педагогического работника, не относится к заработной плате и не включается в фонд оплаты труда.

В соответствии с п. 256 Инструкции № 157н[3] указанные расходы необходимо учитывать на счете 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам».

Типовые операции по отражению в учете компенсации коммунальных расходов педагогам в зависимости от типа учреждения будут выглядеть следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление денежных средств на лицевой счет бюджетных и автономных учреждений для выплаты компенсации

 

 

5 201 11 510

5 205 81 660

5 201 11 000

5 205 81 000

Начисление задолженности перед педагогами по выплате компенсации

1 401 20 212

1 302 12 730

5 401 20 212

5 302 12 730

5 401 20 212

5 302 12 000

Перечисление компенсации на банковские карты сотрудников

1 302 12 830

1 304 05 212

5 302 12 830

5 201 11 610

5 302 12 000

5 201 11 000

Начисление дохода бюджетными и автономными учреждениями в размере полученной субсидии на выплату компенсации на основании утвержденного отчета о ее использовании

 

 

5 205 81 560

5 401 10 180

5 205 81 000

5 401 10 180

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Операции по санкционированию данных расходов у казенных учреждений отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Получены учреждением суммы утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований

1 503 15 212

1 503 13 212

Получены лимиты бюджетных обязательств по прочим выплатам

1 501 15 212

1 501 13 212

Приняты бюджетные обязательства по прочим выплатам (при возникновении кредиторской задолженности в момент начисления компенсации)

1 501 13 212

1 502 11 212

Приняты денежные обязательства по прочим выплатам (при выплате компенсации работникам)

1 502 11 212

1 502 12 212

Операции по санкционированию данных расходов в бюджетных и автономных учреждениях отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено право на получение дохода в форме целевой субсидии (утвержден объем финансового обеспечения на текущий год)

5 507 10 212

5 504 10 180

Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели

5 508 10 180

5 507 10 180

Отражены сметные (плановые) назначения по прочим выплатам за счет средств целевой субсидии

5 504 10 212

5 506 10 212

Приняты обязательства по выплате компенсации

5 506 10 212

5 502 11 212

Приняты денежные обязательства по выплате компенсации

5 502 11 212

5 502 12 212

Обратите внимание

Если работник отработал неполный  месяц, компенсация должна начисляться пропорционально отработанному времени.

Таким образом, в случае если педагогический работник отработал неполный месяц, ему выплатят только часть компенсации и, как следствие, у учреждения останутся неизрасходованными средства целевой субсидии. Они будут в обязательном порядке показаны в отчете об использовании целевых средств. Возможность их дальнейшего использования или возврат в бюджет необходимо согласовывать с учредителем.

При этом, напомним, остатки средств, перечисленные в бюджет, могут быть возвращены бюджетным (автономным) учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели по решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Данные нормы закреплены в п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ и п. 3.17 и 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Может возникнуть и обратная ситуация, когда предусмотренной соглашением и перечнем (ф. 0501015) субсидии, выделенной на указанные цели, не хватает для выплаты компенсации всем имеющим на это право сотрудникам. Тогда в вышеперечисленные документы и план ФХД вносятся изменения и дополнения.

Казенным же учреждениям в этой ситуации требуется дополнительное выделение лимитов бюджетных обязательств.

Рассмотрим практический пример начисления и выплаты компенсации коммунальных расходов педагогам.

Пример

В бюджетном образовательном учреждении работает 18 сотрудников, имеющих право на компенсацию коммунальных расходов. Ежемесячные расходы образовательного учреждения на данные выплаты составляют 21 600 руб. (1 200 руб. х 18 чел.). 11 апреля 2016 года один из сотрудников уволился. Ему была установлена шестидневная рабочая неделя. Денежные средства переводятся на банковские карточки сотрудников.

Расчет компенсации за апрель будет выглядеть следующим образом.

Сумма компенсации педагогам, отработавшим полный месяц, равна 20 400 руб. (1 200 руб. х 17 чел.).

Сумма компенсации работнику, который отработал девять из 26 рабочих дней в апреле 2016 года, – 369,23 руб. (1 200 руб. / 26 дн. х 8 дн.).

Общая сумма компенсации за апрель составит 20 769,23 руб.

Данные операции в учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

сумма

Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения для выплаты компенсации

5 201 11 510

5 205 81 660

21 600

Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели

5 508 10 180

5 507 10 180

21 600

Начислена компенсация по оплате коммунальных услуг за апрель 2016 года

5 401 20 212

5 302 12 730

20 769,23

Приняты обязательства по выплате компенсации

5 506 10 212

5 502 11 212

20 769,23

Приняты денежные обязательства по выплате компенсации

5 502 11 212

5 502 12 212

20 769,23

Перечислена компенсация по оплате коммунальных услуг на банковские карты работников

5 302 12 830

5 201 11 610

20 769,23

Начислен доход от полученной субсидии на основании отчета о ее использовании

5 205 81 560

5 401 10 180

20 769,23

Начислена задолженность по возврату целевой субсидии в бюджет*

5 205 81 560

5 303 05 730

830,77

Возвращены неизрасходованные остатки целевой субсидии в бюджет*

(21 600 - 20 769,23) руб.

5 303 05 830

5 201 11 610

830,77

* Если образовавшийся остаток не будет израсходован до конца года, то учреждение должно будет вернуть его в бюджет. Данный возврат следует отражать указанными проводками, которые приведены в соответствии с рекомендациями из Письма Минфина РФ от 01.04.2016 №  02-06-07/19436.

НДФЛ и страховые взносы

НДФЛ.

Пункт  1 ст. 210 НК РФ гласит о том, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, приведен в ст. 217 НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения. Следовательно, выплата педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не подлежит обложению НДФЛ в пределах норм, установленных в соответствии с законодательными актами субъектов РФ. На это также указано в письмах Минфина РФ от 24.12.2014 № 03-04-06/66959, ФНС РФ от 09.06.2015 № БС-4-11/9995@. В целях освобождения денежной компенсации от налогообложения работник образовательного учреждения должен представить соответствующие документы, подтверждающие расходы на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Страховые взносы.

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников, признаются объектом обложения страховыми взносами и формируют базу для их начисления на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ[4], п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ[5]).

То, что указанная выплата не подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, следует из пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ и пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ, в которых сказано, что страховыми взносами не облагаются закрепленные законодательством компенсации, связанные с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

* * *

Закон об образовании и Правила № 963 предусматривают для педагогических работников, а также руководителей и их заместителей, осуществляющих педагогическую деятельность в сельской местности, возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данная компенсация выплачивается по месту работы раз в месяц фиксированной суммой 1 200 руб. В казенных учреждениях она выплачивается за счет лимитов бюджетных обязательств, а в бюджетных и автономных учреждениях – за счет целевых субсидий. Указанные выплаты не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.


[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[2] Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[5]Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».