Кошелева В. В., ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС

Журнал «Учет в сфере образования» № 6, июнь 2011 г.

Чиновники Минэкономразвития России установили, как проводятся плановые проверки при размещении госзаказов. Новые правила помогут проверяющим четко организовать свою работу, а образовательным учреждениям защитить свои интересы при проведении проверочных мероприятий.

Порядок проведения проверки

Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден приказом Минэкономразвития России от 28 января 2011 г. № 30.

Однако зарегистрирован в Минюсте России данный нормативный акт был только 17 марта 2011 года, а вступил в си лу – 24 апреля 2011 года.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94 - ФЗ определено, что контроль за соблюдением размещения государственных (муниципальных) заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся уполномоченными на то органами власти.

В отношении заказов, размещаемых для федеральных нужд и нужд федеральных учреждений, – федеральным органом исполнительной власти.

В отношении региональных заказов и заказов, размещаемых учреждениями субъектов РФ, – контрольным органом исполнительной власти субъекта РФ.

А в отношении муниципальных заказов, а также заказов для нужд муниципальных учреждений – контрольным органом местного самоуправления.

Обратите внимание: согласно части 3 статьи 17 Закона № 94 - ФЗ, порядок проведения плановых проверок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

 Общие правила организации плановой ревизии

Плановая проверка в сфере размещения заказов представляет собой комплекс различных мероприятий процедурного характера, проводимых в целях предупреж дения и выявления нарушений законодательства о размещении заказов.

Предметом проведения проверки является соблюдение учреждениями законодательных норм о размещении заказов.

При этом, в случае если субъектом проверки служит заказчик и (или) уполномоченный орган, проверке подлежит также соблюдение требований теми субъектами, на которые возложены функции по размещению проверяемых заказов для указанного заказчика и (или) уполномоченного органа.

Сроки проверки ограничены

По общему правилу плановые проверки проводятся не более чем один раз в шесть месяцев.

Однако в отношении специализированной организации, временно действующей конкурсной, аукционной или котировочной комиссии плановые проверки проводятся не более чем один раз за период со дня размещения извещения о проведении открытых торгов, извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте (направления приглашений принять участие в закрытых торгах) до дня заключения контракта, признания торгов несостоявшимися либо отклонения всех котировочных заявок.

Определено, что общий срок проведения проверки не может составлять более чем два месяца.

Причем в рамках этого периода первоначальный срок проведения проверки может быть продлен один раз в случае, если, например, требуется проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований.

Однако если образовательное учреждение будет препятствовать проведению проверки (например, не допускает инс пекторов на территорию, не представляет по требованию инспектора необходимые для проверки документы), то срок проведения проверки может увеличиться до шести месяцев.

Проверку проводят в несколько этапов

Проверку проводит инспекция, в которую входят должностные лица органа, уполномоченного вести контроль в сфере размещения заказов.

В состав такой инспекции должны входить не менее трех человек, и возглавляет ее руководитель инспекции.

Необходимо отметить, что по предложению контролирующего органа в состав инспекции могут быть включены представители прокуратуры, правоохранительных и иных органов государственной власти.

Заседание инспекции считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов инспекции. Изменения состава инспекции оформляются приказами руководителя контролирующего органа.

Любая плановая проверка может быть проведена только на основании плана проверок, утвержденного руководителем контролирующего органа. Причем составляется план проверок на шесть месяцев.

В него допускается вносить изменения, но не позднее чем за два месяца до начала проведения предусмотренной плановой проверки.
План проверок и все внесенные в него изменения не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения обязательно размещаются на официальном сайте контролирующего органа в сети интернет, а также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Кроме того, перед началом проверки следует оформить:

1) приказ о проведении проверки, утверждаемый руководителем контролирующего органа;

2) уведомление о проведении про верки.

Образовательное учреждение должно быть извещено о проверке не менее чем за семь рабочих дней до дня ее проведения.

Причем для ознакомления учебному заведению должен быть представлен оригинал приказа о проведении проверки.
Непосредственно сама проверка проводится в два этапа.

I этап – рассмотрение заказов, находящихся в стадии размещения, на предмет их соответствия требованиям законодательства о размещении заказов.

II этап – проверка государственных (муниципальных) заказов, контракты по которым уже заключены.

Законодательно оговорено, что в ходе проверки учреждение обязано:

– не препятствовать проведению про верки;

– обеспечивать беспрепятственный доступ членов инспекции на территорию;

– представить по запросу инспекции необходимые для проведения проверки документы и сведения, включая служебную переписку в электронном виде;

– обеспечить необходимые условия для работы инспекции (предоставить помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование).

Первый этап

В первую очередь контролеры проверят документы и сведения по заказам, которые размещаются в момент проведения проверки и контракты по которым не заключены.

В случае выявления признаков нарушения законодательства о размещении заказов проводится заседание инспекции. На него приглашаются лица, в чьих действиях (бездействии) были выявлены такие нарушения.

Указанные лица вправе представить в инспекцию пояснения по установленным фактам выявленных нарушений, а также заявлять ходатайства и делать иные заявления.

По результатам проверки оформляется решение инспекции, которое принимается простым большинством голосов ее членов, присутствовавших на заседании.

Резолютивная часть решения инспекции должна быть оглашена по окончании заседания инспекции.

В резолютивной части решения должны быть указаны:

– выводы о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверялись, нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы, обосновывающие сделанные выводы;

– сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;

– выводы инспекции о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;

– другие меры по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, о передаче материалов в правоохранительные органы, органы прокуратуры и т. д.

Не позднее пяти рабочих дней со дня оглашения решения контролирующий орган размещает его на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru), а копия такого решения в тот же самый срок направляется лицам, в отношении которых проведена проверка.

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, инспекция выдает предписание об их устранении.

В предписании обязательно должно быть указание на действия, которые необходимо выполнить для устранения нарушений, и срок, в течение которого должно быть исполнено выданное предписание.

Резолютивная часть предписания оглашается вместе с резолютивной частью решения, принятого по результатам заседания инспекции.

Предписание, так же как и решение инспекции, размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и направляется лицам, в отношении которых проведена проверка.

Второй этап

На этом этапе проверяются заказы, государственные (муниципальные) контракты по которым заключены.

По результатам проверки оформляется акт, неотъемлемыми частями которого являются решение и предписание по итогам проведения первого этапа проверки (требования к содержанию акта регламентируются п. 46 Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов).

Если по результатам проверки выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, то инспекция, так же как и при проведении проверки по первому этапу, выдает предписание об их устранении. Однако проверяемые вправе продлить срок исполнения предписания, направив инспекции, выдавшей предписание, мотивированное ходатайство о продлении срока его исполнения. Основание – пункт 43 Порядка.

Кроме того, отмечено, что не допускается выдача предписаний о недопущении нарушений законодательства о размещении заказов в будущем. Следует сказать, что подобное требование достаточно часто контролирующие органы включали в предписание, в случае если государственный (муниципальный) контракт по результатам проверки размещения заказа уже был заключен. Акт после подписания членами инспекции не позднее десяти рабочих дней должен быть направлен тому лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Обратите внимание: в отличие от первого этапа действующий порядок проверки не предусматривает размещения такого акта в сети интернет.

На какие нарушения следует обратить внимание

Несоблюдение инспекцией, членами инспекции положений Порядка влечет за собой недействительность принятых ею решений (выданных предписаний).

Причем результаты проверки могут быть обжалованы в судебном порядке в течение срока, предусмотренного законодательством РФ. А если решение, акт и (или) предписание было выдано инспекцией, созданной территориальным контролирующим органом, то обжаловать результаты проверки можно непосредственно в сам в контролирующий орган.

Как показывает практика, наиболее часто конт ролирующие органы при проведении плановых проверок выявляют нарушения, связанные с неправильным выбором способа размещения заказа, а также с подготовкой конкурсной документации или документации об аукционе. Среди них нередко встречаются такие:

– установка критериев оценки заявок, а также требований к участникам размещения заказов, не предусмотренных Законом о размещении заказов;

– изменение заказчиками в ходе исполнения контрактов ранее оговоренных условий, в том числе корректировка цены и объема поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Важно запомнить

Принятие Минэкономразвития России Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов поможет контрольным органам четко организовать работу по контролю в сфере размещения заказов, а образовательным учреждениям – защитить свои права и законные интересы при проведении проверок.