Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
  

ТОП СТАТЕЙ  МЕСЯЦА
     
 
  1. Изменение законодательства для бухгалтера от 23.10.2014 
  2. Налог с продаж и совершенствование налоговой системы РФ 
  3. Изменение законодательства для бухгалтера от 16.10.2014 
  4. Новая форма индивидуальных сведений 
  5. Замена отпуска денежной компенсацией 
  6. Проверки трудовой инспекции 
 
     
самые читаемые  
самые полезные  
самые обсуждаемые

Действующий порядок ведения реестра государственных контрактов


Горбунцов М. А., заместитель начальника отдела ведения
федеральных реестров Федерального казначейства

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 3/2011

В целях модернизации существующей системы государственных и муниципальных закупок принят ряд нормативно-правовых актов. Изменения были направлены на совершенствование процедур размещения заказов. Проанализируем их.

Подготовка к внедрению

Развитие экономики любой страны напрямую связано с эффективностью расходования бюджетных средств, в том числе на госзакупки.

Одним из основных принципов совершенствования системы стал принцип внедрения, по сути, биржевых механизмов при размещении заказов на централизованных публичных интернет-порталах между заказчиками и поставщиками (исполнителями, подрядчиками). При этом постарались сделать максимально широким использование электронного документооборота и применение средств электронной цифровой подписи.

Указанный принцип реализуется в несколько этапов.

Первый этап. Утверждение перечня товаров (работ, услуг), закупка которых возможна только на основании результатов торгов в виде электронного аукциона, с обязательным применением электронных цифровых подписей (распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р). А также внедрение технологии проведения электронного аукциона в электронной форме на электронных интернет-площадках, обязательной для федеральных заказчиков.

Второй этап. Создание и наполнение информационной базы, содержащей данные о полномочиях учреждений и организаций. В том числе и о полномочиях в сфере размещения заказов (Сводный перечень заказчиков) и обеспечения заказчиков новыми сертификатами ключей ЭЦП.

Третий (заключительный) этап. Интеграция существовавших ранее федерального сайта, сайтов субъектов РФ и муниципальных образований в единый общероссийский официальный интернет-портал (www.zakupki.gov.ru). Данный сайт будет содержать объединенную информацию о закупках, осуществляемых от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Также предусмотрен переход на электронный документооборот между заказчиками и участниками размещения заказов. Необходимым условием для этого является наличие сертификатов ключей ЭЦП, выдавать которые теперь будет Федеральное казначейство.

В целом была проделана огромная методологическая подготовка к внедрению официального сайта (www.zakupki.gov.ru). В том числе подготовлено и принято постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1191. Также Минэкономразвития России и Федеральным казначейством утверждены совместные приказы от 14 декабря 2010 г. № 646, № 21н; № 647, № 22н. 

Введен единый реестр контрактов

Итогом проделанной работы стал ввод в эксплуатацию общероссийского официального сайта с 1 января 2011 года. Одним из его элементов стал единый реестр контрактов, вобравший в себя информацию о государственных контрактах, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных контрактах, заключенных от имени муниципальных образований, а также о гражданско-правовых договорах федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений. Создание единого реестра контрактов потребовало внесения изменений в действовавший порядок.

Основные изменения состоят в следующем.

1. В целях консолидации информации о заключенных контрактах реестр контрактов стал единым.

Органом исполнительной власти, уполномоченным с 1 января 2011 года вести единый реестр контрактов, является Федеральное казначейство.

2. В связи с вступившим в силу Законом № 83-ФЗ расширился состав сведений, включаемых в реестр. Теперь подлежат включению в него не только государственные и муниципальные контракты, но и гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений.

У бюджетных учреждений нового типа с начала этого года отсутствует возможность заключать государственные и муниципальные контракты (то есть контракты от имени публично-правовых образований). Соответствующие разъяснения были доведены совместным письмом Минфина России и Казначейства России от 31 декабря 2010 г. № 02-03-06/5491, № 42-7.4-05/5.2-12. Согласно Закону № 83-ФЗ, только казенные учреждения и органы государственной власти могут заключать такие контракты. Бюджетные же учреждения нового типа могут заключать лишь гражданско-правовые договоры. Государственные и муниципальные контракты, заключенные бюджетными учреждениями нового типа с 1 января 2011 года, могут быть признаны недействительными, например, по решению суда.

3. Для оптимизации ресурсных и временных затрат заказчиков на подготовку и регистрацию сведений установлен новый порядок оформления и включения данных о заключенных контрактах или гражданско-правовых договорах, их изменении, исполнении, прекращении действия (далее – сведения о контрактах) в единый реестр. Это полностью исключило бумажный документооборот. Теперь заказчик может не носить сведения в уполномоченный орган, как было раньше, а самостоятельно размещать их через личный кабинет на официальном сайте.

Это позволяет сократить количество спорных ситуаций между заказчиками и контролирующими органами. Данная возможность появилась за счет обязательного наличия аудиторского следа в соответствующих информационных системах (например, «Журнала событий» в личном кабинете заказчика), отражающего дату, время и перечень осуществленных заказчиком операций.

4. Для обеспечения достоверности данных реестра контрактов на сайте организован автоматический контроль актуальности кодов, указанных в сведениях о контракте. В том числе кодов бюджетной классификации Российской Федерации (а также КБК соответствующих бюджетов – в случае представления финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в Федеральное казначейство информации о КБК соответствующего бюджета).

Указанный контроль поможет оценивать уровень контрактации.

5. Для повышения актуальности данных о контракте и его исполнении предусмотрен порядок:

– изменения ведомственной принадлежности заказчика или его реквизитов;

– перемены заказчика;

– промежуточного исполнения контракта, подтвержденного соответствующим финансовым документом.

6. Для обеспечения полноты информации, содержащейся в реестре контрактов, расширен и детализирован перечень документов, являющихся основанием для заключения, изменения, исполнения, прекращения действия контрактов и подлежащих построчному последовательному указанию в сведениях об исполнении контракта.

Законом № 83-ФЗ установлено, что до 1 апреля 2011 года органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, и муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования, обязаны передать в Федеральное казначейство сведения о действующих по состоянию на 1 января 2011 года контрактах, заключенных соответственно от имени субъекта Российской Федерации и от имени муниципального образования.

Для введения нового порядка предусмотрен переходный временной период: с 1 января 2011 года работа ранее действующего федерального официального сайта будет продолжаться в режиме ограниченной функциональности до 1 июля 2011 года. (Порядок организации работы в переходном периоде был разъяснен совместным письмом Минэкономразвития России, Казначейства России от 31 декабря 2010 г. № 26339-ЛА/Д22, № 42-7.4-05/10.0-890. Текст данного документа здесь.) 

Внесение сведений в единый реестр

В зависимости от принадлежности заказчиков по признаку публично-правового образования и состояния действия контрактов сведения в единый реестр в соответствии с вышеуказанными разъяснениями вносятся следующим образом. 

Контракты, заключенные от имени Российской Федерации

Сведения о заключении, изменении, исполнении, прекращении действия контрактов, заключенных до 1 января 2011 года, в настоящее время направляются в органы Федерального казначейства по процедуре, действовавшей в 2010 году: 

– форма сведений в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2006 г. № 807;

– порядок регистрации и включение в реестр контрактов согласно Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 68н.

Принимать сведения о других контрактах органам Федерального казначейства запрещено.

Сведения о контрактах, заключенных после 1 января 2011 года, самостоятельно направляются заказчиками через личные кабинеты официального сайта для включения в единый реестр. 

Контракты, заключенные от имени субъектов РФ

До момента передачи уполномоченными органами в Федеральное казначейство сведений о контрактах, заключенных по итогам процедур, прошедших в 2010 году, они направляются заказчиками в соответствующие уполномоченные органы.

При этом форма сведений и порядок представления остаются теми же, что и в 2010 году.

После передачи уполномоченными органами своих баз данных в Федеральное казначейство и включения их в единый реестр контрактов заказчики могут направлять сведения о своих ранее заключенных контрактах уже самостоятельно через личные кабинеты.

Сведения о заключаемых контрактах по процедурам 2011 года размещаются через официальный сайт. 

Итоги и предпосылки

Делая выводы, скажем о преимуществах:

– предоставлен доступ заинтересованных пользователей к консолидированной информации в сфере государственных (муниципальных) закупок;

– исключены посредники вследствие самостоятельного направления заказчиками через официальный сайт сведений о заявках для включения в единый реестр;

– снижены операционные риски;

– создана основа для изучения конъюнктуры рынка закупаемых товаров (работ, услуг) путем накопления и анализа информации о закупках;

– созданы предпосылки для роста уровня достоверности и актуальности данных;

– в результате автоматизированного уведомления о заказах, заключенных подведомственными организациями, возросла степень информированности главных распорядителей средств и финансовых органов;

– повышена безопасность данных за счет обязательного применения ЭЦП.

Логическим продолжением развития использования данных единого реестра является нормативное закрепление за заказчиками обязанности по размещению на официальном сайте вместе со сведениями о контракте отсканированных копий документов-оснований. Данные документы могут быть использованы при санкционировании расходов федерального бюджета органами Федерального казначейства. При этом возможно исключение обязанности клиентов представлять сканированные копии документов-оснований непосредственно в сам орган Федерального казначейства.

Кроме того, требует изучения вопрос учета на лицевых счетах получателей бюджетных средств бюджетных обязательств, автоматически сформированных на основании данных реестра контрактов. Это в перспективе позволит увязать процессы размещения заказов и их оплаты за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Опубликовано на Audit-it.ru: 28 февраля 2011 г.
Оцените полезность статьи (5* - наивысшая):   12345    (текущий рейтинг: 3,6 | 7 человек проголосовало)

Комментарии читателей

Читатель(9218c)
Автор:
Изменения были направлены на совершенствование процедур размещения заказов.

Написали на бумаге, но забыли про овраги!!!
00
Add comment
Ваше имя:  
Код безопасности
Введите код безопасности
Ваш комментарий:

Если Вы зарегистрируетесь, то сможете получать новые комментарии по e-mail.