Воробьева О. М., заместитель директора Института госзакупок РАГС

Журнал "Учет в бюджетных учреждениях" № 8/2010

Государственные и муниципальные учреждения обязаны в определенном объеме размещать заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства. Это предусмотрено законодательством. Однако, как показывает практика, реализация этой нормы вызывает множество вопросов у заказчиков. Разобраться в ситуации поможет наш материал.

ЗАКАЗ У МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ — ОБЯЗАННОСТЬ ГОСЗАКАЗЧИКА

В целях поддержки субъектов малого предпринимательства существует статья 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Эта норма обязывает государственных и муниципальных заказчиков размещать у таких субъектов не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Госзаказ проводится в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые возможно у субъектов малого предпринимательства (утвержден постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 642 - (перечень приведен в рубрике «Для справки»)).

Помните, что за нарушение требований статьи 15 Закона № 94-ФЗ предусмотрена административная ответственность. Так, частями 11 и 12 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен штраф в размере 50 000 руб., который налагается как за размещение меньше 10 процентов, так и за размещение больше чем 20 процентов государственных или муниципальных заказов у субъектов малого предпринимательства.

РАСЧЕТ ОБЪЕМА ЗАКАЗА

Итак, статьей 15 Закона № 94-ФЗ установлен минимальный — 10 процентов и максимальный — 20 процентов размер квотируемой части государственного и муниципального заказа, которую нужно размещать у субъектов малого предпринимательства. Однако каков порядок расчета заказа в этих рамках?

Ответ на данный вопрос достаточно подробно изложен в совместном письме Минэкономразвития России от 18 августа 2009 г. № 13497-АП/Д05, ФАС России от 17 августа 2009 г. № АЦ/27510.

Там сказано, что для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:

а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень (например, общая сумма средств по перечню у заказчика составляет 50 млн руб.);

б) исходя из 50 млн руб., заказчик определяет объем в пределах лимита, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, — 5 млн руб. (50 млн руб. 10%). А максимальный объем — 10 млн руб. (50 млн руб. 20%);

в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, для получения итоговых цифр следует учитывать не все денежные средства, поступившие в распоряжение бюджетного учреждения, а только ту их часть, которую предполагается потратить на товары, работы и услуги, вошедшие в Перечень.

При расчетах заказчики должны обратить внимание и на такой важный момент. В Перечень включена в числе прочих и та продукция, которая по основным правилам Закона № 94-ФЗ может размещаться у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (в соответствии со ст. 55 Закона № 94-ФЗ). Несмотря на это, при определении размера данную продукцию тоже следует учитывать.

Аналогичная ситуация при закупках в малых объемах (до 100 тыс. руб. по п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ). Продукцию, которую предполагается купить на малые суммы, если она включена в Перечень, тоже нужно учитывать при расчете.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ ПРОДУКЦИИ

Второй важный вопрос, возникающий у заказчиков, — это правильное определение номенклатуры той продукции, которую следует принимать к расчету квоты 10–20 процентов, то есть изучение состава Перечня продукции субъектов малого предпринимательства (СМП). Рассмотрим структуру Перечня более подробно.

Перечень продукции составлен на основе Общероссийского классификатора экономических видов деятельности продукции и услуг ОКДП 004-93. Классификатор составлен по принципу иерархически-фасетной классификационной структуры. Кодирование классов и подклассов продукции и услуг (часть II ОКДП) осуществляется по иерархической схеме, а видов продукции и услуг (часть III ОКДП) — по фасетной схеме.

Перечень содержит классы продукции, иногда подклассы, и основан на II разделе классификатора «Классы и подклассы видов продукции и услуг».

Для того чтобы понять, какие виды продукции относятся к тому или иному классу или подклассу, указанному в Перечне, нужно обратиться ко II разделу ОКДП, а если требуется более подробная расшифровка, какие виды входят в определенный подкласс, следует обратиться к III разделу классификатора «Виды продукции и услуг». Для лучшего восприятия разберем последовательность действий на конкретном примере.

Пример. Заказчик планирует в следующем году закупать легковые автомобили (малолитражные) на сумму 10 млн руб. Каждый автомобиль должен иметь среди прочего комплект зимних шин. На это выделено еще 200 тыс. руб. Следует определить, попадают ли сами автомобили, а также шины в Перечень. Это необходимо заказчику для того, чтобы посчитать квоту 10–20 процентов от суммы заказа.

После изучения Перечня делаем вывод, что автомобили в него не попали, что исключает сумму в 10 млн руб. из дальнейших расчетов. Далее аналогично рассматриваем ситуацию с зимними шинами. Обратившись к частям II и III ОКДП, можно определить, что шины относятся к коду 2511010, который в свою очередь включен в состав кода 2510000, являющегося составной частью кода 2500000 «Резиновые и пластмассовые изделия». Он входит в Перечень. Таким образом, из выделенной на данную продукцию суммы в 200 тыс. руб. мы должны рассчитать 10-20 процентов, что составит 20—40 тыс. руб.

Если шины — это единственный вид продукции в номенклатуре закупок, попавший в Перечень, то придется часть таких шин закупать по правилам статьи 15 Закона № 94-ФЗ. Если существуют еще какие–то виды продукции, то сумму в 20–40 тыс. рублей можно приплюсовать к объему продукции, которую впоследствии нужно закупить у субъектов малого предпринимательства. Какой из видов продукции закупить по правилам статьи 15 Закона № 94-ФЗ, решает заказчик. Это может быть любая продукция из Перечня.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА

Статья 10 Закона № 94-ФЗ предусматривает правило, согласно которому во всех случаях размещение заказа проводится путем проведения торгов. Применение иных способов (без проведения торгов — запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) является исключением и допускается только в случаях, предусмотренных Законом № 94-ФЗ. Но даже среди торгов есть приоритет аукциона над конкурсом.

Это правило действует и при размещении заказов среди субъектов малого предпринимательства. Дополнительное ограничение на выбор способа накладывает статья 15 Закона № 94-ФЗ, которая допускает размещение заказа только на торгах и запросах котировок. Таким образом, Закон № 94-ФЗ исключает возможность исполнения требований статьи 15 путем размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя, в том числе применения простых закупок до 100 тыс. руб.

Особое условие при проведении указанных процедур: к участию в них допускаются только субъекты малого предпринимательства. С этой целью в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о том, что участниками таких торгов, запросов котировок соответственно могут являться только субъекты малого предпринимательства. А значит, участники размещения заказа должны соответствовать требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Однако имейте в виду, размещать заказы с таким условием можно только на продукцию, включенную в Перечень. Устанавливать подобные ограничения при закупках иной продукции не допускается.

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ УЧАСТНИКОВ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Итак, по каким же признакам можно отнести участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства? В соответствии со статьей 4 Закона № 209-ФЗ к таким субъектам относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов. Это ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556).

ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ

При проведении торгов соответствие первому требованию проверяется по сведениям из учредительных документов (устав, учредительный договор, выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП), их копии участники должны представлять в составе своих заявок на участие в торгах. При проведении запроса котировок участник обязан продекларировать в своей котировочной заявке соответствие требованиям этого пункта. В данном случае заказчик не вправе требовать от участника запроса котировок копии учредительных документов.

С целью проверки соответствия участников второму и третьему требованиям заказчик должен указать в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям по численности работников и по выручке от реализации товаров (работ, услуг). Участники декларируют в своих заявках соответствие данным требованиям. При этом заказчик не вправе устанавливать обязанность участников представления дополнительных подтверждающих документов.

Если в заявке на участие в торгах, котировочной заявке участник размещения заказа не продекларировал соответствие указанным требованиям, он не допускается конкурсной (аукционной, котировочной или единой) комиссией к участию в торгах, запросах котировок. В случае, если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок в форме заявки таких требований не содержалось, заказчик не вправе отклонить заявку участника размещения заказа, в которой не продекларировано соответствие указанным требованиям. Такая позиция поддерживается в письме № 13479-АП/Д05, АЦ/27510.

Обратите внимание, что от заказчика не требуется детальной проверки соответствия участников Закону № 209-ФЗ. Достаточно того, что участник продекларирует такое соответствие в своей заявке. Например, обозначив «являюсь субъектом малого предпринимательства и соответствую требованиям».