Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
  

ТОП СТАТЕЙ  МЕСЯЦА
     
 
  1. Спорные расходы на корпоратив 
  2. Как контролировать бухгалтера и финансовые потоки 
  3. Изменение законодательства для бухгалтера от 28.08.2014 
  4. Креатив в действии или чем грозит реализация товара через фирму - «однодневку» 
  5. Новости судебной арбитражной практики от 25 - 31 августа 2014 года 
  6. Когда НДС начислить, а когда вычесть: Выводы ВАС 
 
     
самые читаемые  
самые полезные  
самые обсуждаемые

Учителя имеют право на льготы


Сибилева Н. Н., главный бухгалтер, к. э. н.,
ОГОУ НПО ПУ №41 г. Курска

Журнал "Учет в бюджетных учреждениях" № 10/2008

В соответствии с действующим законодательством педагогу могут компенсировать расходы на оплату топлива. В этом случае он должен подтвердить затраты. Иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц. В частности, на этом настаивают финансисты в письме от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227. Но это не единственный вид социальной поддержки учителей.

Педагогическим работникам гарантированы льготы

Педагогическим работникам образовательных учреждений предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Данные льготы предусмотрены пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Однако размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (далее — меры соцподдержки), устанавливают законодательные акты субъектов РФ. Поэтому жилищная социальная гарантия должна быть также предусмотрена законом области (республики, края).

Рассмотрим на примере Курской области те гарантии, которые должны быть предусмотрены на региональном уровне. В этой области бесплатное жилье педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности (рабочих поселках и поселках городского типа), предоставляют на основании закона Курской области от 23 декабря 2005 г. № 100-ЗКО.

Заметьте, если работники не имеют своего жилья, его предоставляют органы местного самоуправления. Оно должно находиться на расстоянии не более трех километров от места работы.

Если же органы власти не смогли предоставить жилое помещение, то работник образовательного учреждения имеет право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в близлежащих городах.

Обратите внимание: если педагог сам отказался от жилья в селе, то он имеет право только на льготу в виде бесплатного отопления и освещения.

Кому предоставляют «коммунально-педагогические» гарантии

В рассматриваемом случае педагоги — это не только учителя сельских школ, но и педагогические работники других образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (техникумы, институты, детские сады).

Кроме работающих педагогов правом на такие государственные гарантии пользуются педагогические работники, вышедшие на пенсию. Но только те, которые имеют стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Отметим, что так называемым «бесплатным жильем» обеспечиваются наравне с педагогами и живущие с ними члены семьи. К ним причисляют проживающих совместно с собственниками жилья в принадлежащем им жилом помещении супругов, а также детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов своей семьи (п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Площадь жилья не имеет значения

Заметим, что размер общей площади жилья законодательством не ограничен. В связи с этим педагоги освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления (письмо Минобрнауки России от 18 января 2007 г. № МОН-П-92).

Однако ограничения могут быть установлены на местном уровне (уровне субъекта РФ). Так, Законом № 100-ЗКО (который действует в рамках региона) уточнено, что бесплатное жилое помещение предоставляется не более размера социальной нормы площади жилья, установленной в данном регионе.

Какие коммунальные услуги оплатить?

Законодательством не приведены конкретные виды услуг, которые вместо учителей коммунальщикам возмещает бюджет соответствующего уровня. Их устанавливают на местном или региональном уровне.

В Курской же области названным региональным актом разъяснено, что бесплатное пользование жилым помещением включает в себя оплату за наем жилого помещения, ремонт и содержание жилья.

При этом бесплатно предоставляют только коммунальные услуги, приведенные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ. Их размер ограничен. Предельные нормы потребления таких услуг утверждают уже не региональные органы власти, а органы местного самоуправления. Данные правила справедливы в том числе и при предоставлении бесплатного отопления (центральное отопление, отопление газом, электроэнергией) и освещения.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, преду-смотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.

Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.

Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).

Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.

Порядок предоставления социальных гарантий

Конкретные виды учреждений, которые обеспечивают педагогов правом на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, федеральным законодательством не установлены. Такие виды льгот определяются нормативными актами территориального (республиканского, муниципального) уровня.

В Курской области определено, что учет такого льготного права граждан осуществляется на основании заявления учителя по основному месту его работы.

А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям. Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.

Для возмещения расходов заключают договор

Учреждение, осуществляющее оплату за коммунальные услуги педагога, заключает договор с организациями, оказывающими данные услуги. Сумма по договору определяется в пределах выделенных средств на реализацию мер социальной поддержки.
Организации, оказывающие коммунальные услуги, заключив договоры с самими гражданами, ежемесячно представляют учреждениям счета на оплату предоставленных услуг. В них указывают фамилии, имена, отчества, места жительства граждан, которым были предоставлены услуги. На основании таких счетов учреждение и производит оплату.

Льготник сам должен заявить о своих правах

Для получения бесплатного жилья педагогический работник (бывший педагог) должен подать заявление о предоставлении мер соцподдержки руководителю областного государст-венного или муниципального учреждения. В подаваемом документе льготник должен указать, что ни он сам, ни члены его семьи мерами соцподдержки по иному основанию не пользуются. К заявлению прилагаются:

— справка о составе семьи (указываются совместно проживающие члены семьи);
— справка о размере занимаемой площади (общей и жилой пощади);
— копия паспорта с указанием места регистрации лица.

Вышедшие на пенсию преподаватели кроме указанных документов представляют копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки. Иные документы учреждения запрашивают лишь в случае необходимости.

Бюджетный учет коммунальных льгот

Учреждения, осуществляющие учет льготников, должны отразить в своем бухгалтерском учете те расходы, которые производят на обеспечение мер соцподдержки педагогов. Такие затраты учитывают по подстатье 212 «Прочие выплаты». Причем независимо от варианта предоставления льгот. То есть от того, выплачивается ли непосредственно работнику соответствующая целевая компенсация или средства на указанные цели учреждения перечисляют предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Заметим, что такие разъяснения были даны чиновниками Минфина России в письме от 14 июня 2007 г. № 02-14-11/1478.

А вот расходы по реализации социальных мер неработающим (бывшим) педагогам (находящимся на заслуженном отдыхе), но проживающим в сельской местности, учитывают по подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».

Списки льготников могут измениться

Поэтому их должны ежегодно проверять. Сами граждане при изменении условий предоставления льготы должны уведомить учреждения, обеспечивающие их правом на получение мер соцподдержки. Это нужно сделать, например, при изменении состава семьи или жилищных условий.

За учреждением сохраняется право снять граждан такой категории с учета. Основанием для этого служат:

— заявление гражданина;
— выезд гражданина в другую местность на постоянное место жительства;
— выявление в представленных педагогом документах недостоверных сведений;
— увольнение гражданина (за исключением увольнения в связи с выходом на пенсию).


Опубликовано на Audit-it.ru: 03 октября 2008 г.
Оцените полезность статьи (5* - наивысшая):   12345    (текущий рейтинг: 3,6 | 67 человек проголосовало)

Комментарии читателей

Инна Викторовна(01c68) 08.12.2009 10:09
Спасибо за комментарий, но я хочу конкретно узнать, положена ли оплата коммунальных услуг социальному педагогу сельской школы. Мне отменили льготу с января 2009г, ссылаясь на Постановление Правительства Курской области, в списке педработников которого не внесена должность соцпедагога. Что мне предпринять, куда обращаться? Спасибо.
пишет:
Спасибо за комментарий, но я хочу конкретно узнать, положена ли оплата коммунальных услуг социальному педагогу сельской школы. Мне отменили льготу с января 2009г, ссылаясь на Постановление Правительства Курской области, в списке педработников которого не внесена должность соцпедагога. Что мне предпринять, куда обращаться? Спасибо.
Раиса(8a889) 21.12.2009 10:40
Я с сентября 2009 г. работаю в сельской школе Курской области. Однако директор сказала, что предоставлять льготу мне будет только с января 2010 г. Могу ли я воспользоваться льготой с момента приема на работу или только с момента начала нового календарного года?
Спасибо.
Оксана(147f2) 10.02.2010 23:41
Оксана
с какого именно момента пенсионерам вышедшим на пенсию предоставляется льгота.НЕПОСРЕДСТВЕННО С МОМЕНТА ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ. Как быть если пенсионер спустя 2 года обращается с зявлением о выплате ему льготы за прошедшие два года?
Спасибо.
Амалия(0920c) 19.02.2010 23:25
должны ли педагоги работающие в сельской местности оплачивать за варочную и калонку? Если да,то за какой период(летний,зимний),и как? СПАСИБО!
Анна(85349) 25.04.2010 22:11
Добрый день!
Уточните, пожалуйста, я работаю педагогом на селе, но прописана в Москве. Могу ли я получить льготу на коммунальные услуги и к кому стоит обратиться с этим вопросом?
валентина(0a71c) 27.10.2010 09:15
Обратилась в пенсионный фонд за оформлением льготной пенсии - 29.01.2010. В феврале мне было отказано, т.к. не засчитали пионервожатую и запасного учителя. 13 августа 2010 г решением суда эти периоды засчитаны в педстаж, но для оформления пенсии мне не хватило тогда еще 15 дней, поэтому педстаж был подсчитан на момент сокращения ( 28 февраля). Но в этот период я не обращалась в пенсионный фонд с заявлением, и пенсия назначена с момента подачи заявления в суд, т.е. с 13 августа, но в этот период я уже не работала в сельской школе. Теперь мне отказщывают в льготе на коммунальные услуги, объясняя тем, что на момент выхода на пенсию я не пользовалась этой льготой. Правильно ли это, ведь право на пенсию у меня было еще в феврале.Как быть? Очень обидно, стаж работы в сельской школе свыше 20 лет.
наталья(73174) 13.11.2010 11:44
Учитель в селькой местности снимает жилье.С хозяином квартиры составлен договор найма жилого помещения.Как правильно документально оформить возмещение учмтелю
расходов связанных с оплатой сьемного жилья.
владимир(280d4) 20.11.2010 17:39
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. N 56-Г10-5

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзаца 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзаца 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзаца четвертого пункта 3 части 1 статьи 6; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 7; абзаца 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009) по кассационным жалобам Законодательного Собрания и Администрации Приморского края, а также кассационному представлению прокурора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 9 апреля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя администрации Приморского края по доверенности Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключения прокурора Генеральной прокуратуры С., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Прокурор Приморского края обратился в суд с указанным заявлением, указав, что абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009) предусматривают меры социальной поддержки для ветеранов труда; лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг: поставки трех баллонов бытового газа емкостью 50 литров и весом 20 килограммов по ценам, установленным Администрацией Приморского края на газ сжиженный в баллонах, с доставкой до потребителя.
Указал, что положения Закона Приморского края противоречат федеральному законодательству, поскольку в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы по электроснабжению и газоснабжению утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а пункт 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность определения платы за газ в баллонах с применением норматива потребления. По мнению прокурора, меры социальной поддержки, предусмотренные названными нормами, не соответствуют требованиям федерального закона и ограничивают право льготных категорий граждан на их получение.
Частью 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009) предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением для педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края, в форме денежной выплаты. Согласно абзацу 13 части 5 ст. 14 названного Закона Приморского края расчет размера денежной выплаты производится индивидуально каждому педагогическому работнику образовательного учреждения исходя из электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, из расчета 0,006 кВт электрической энергии на квадратный метр общей площади жилого помещения в пределах среднего количества световых часов в Приморском крае, равного 142.
Прокурор также указал, что абзац 13 части 5 ст. 14 Закона Приморского края противоречит пункту 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании", предусматривающему, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и принят без учета положений статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", сохраняющей закрепленные ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР льготы для педагогических работников на бесплатное освещение и отопление без ограничения нормативами потребления коммунальных услуг.
Прокурор просил признать абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7; абзац 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что оспариваемые отдельные нормы закона Приморского края (в редакции от 30 декабря 2009 года) ухудшают положение льготных категорий граждан.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с заявлением прокурора не согласился, просил прокурору в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Администрации Приморского края с заявлением прокурора также не согласился.
Приморской краевой суд 9 апреля 2010 года постановил решение, которым заявление прокурора Приморского края удовлетворено частично, признан абзац 13 части 5 статьи 14 закона Приморского края от 29.12.2004 "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Приморского края отказано.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения заявленных требований, а в представлении прокурора Приморского края - об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, что Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" N 83 от 29 декабря 2004 г.
Поскольку в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
В настоящее время предоставление мер социальной поддержки основано на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ).
При этом федеральным законодательством не установлены в отношении субъектов нормы, касающиеся необходимости предоставления конкретных видов льгот, и размеры денежных компенсаций льготным категориям граждан.
Согласно статьям 20, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31* декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона N 5-ФЗ).
Статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в настоящее время установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Приморским краем полномочий, предоставленных федеральным законодательством, принят Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", которым лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности (абзац 4 части 1 пункта 4); лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (абзац 4 пункта 5 части 1 ст. 5); лицам, признанным в установленном порядке реабилитированными (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6); лицам, признанным в установленном законом порядке пострадавшими от политических репрессий (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7), установлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг: поставки трех баллонов бытового газа емкостью 50 литров и весом 20 килограммов по ценам, установленным Администрацией Приморского края на газ сжиженный в баллонах, с доставкой до потребителя.
Считая, что эти положения Закона Приморского края N 206-КЗ противоречат федеральному законодательству, прокурор сослался на ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нормативы по электроснабжению и газоснабжению утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года, размер платы за бытовой газ в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем, и, по мнению прокурора, толкование названных норм во взаимосвязи указывает на то, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность определения платы за газ в баллонах с применением норматива потребления, в то время как оспариваемый Закон Приморского края предусматривает меры социальной поддержки в размере 50% оплаты за газ в баллонах с применением норматива потребления сжиженного газа населением Приморского края, который на сегодняшний день не действует.
Суд не согласился с такой позицией прокурора и нашел ее несостоятельной, т.к. прокурор сопоставил федеральные нормативные правовые акты и нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, имеющие различный предмет регулирования.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации является нормой, в соответствии с которой собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилья оплачивают коммунальные услуги согласно показаниям приборов учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, размер платы за бытовой газ в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем.
Данные нормы определяют механизм регулирования установления платы за жилое помещение, а не регулируют правоотношения в области обеспечения социальной поддержки льготных категорий населения, законодательное регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, и им не противоречат нормы оспариваемого закона.
Исходя из изложенного, суд правильно сделал вывод о том, что нормы Закона Приморского края, оспоренные прокурором, устанавливают правовые гарантии социальной поддержки льготных категории граждан, а оспариваемые прокурором отдельные положения Закона Приморского края расширили круг получателей льгот, а также увеличили размер денежной выплаты по сравнению с размером денежной выплаты, рассчитываемой исходя из размера норматива потребления коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки, установленные абзацем 4 пункта 4 части статьи 4; абзацем 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзацем 4 пункта 3 части статьи 6; абзацем 4 пункта 3 части 1 статьи 7, рассматриваемым категориям граждан в виде поставки трех баллонов газа весом 60 кг, не уменьшает размера ранее предоставляемых льгот, а напротив, повышают ранее достигнутый уровень, а объем бюджетных ассигнований из краевого бюджета на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", Законом "О реабилитации жертв политических репрессий", поступательно увеличивается.
Приведенный анализ расходов краевого бюджета на реализацию социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, включающих поставку бытового газа в баллонах, свидетельствует о том, что и в 2010 году условия предоставления названных льгот не ухудшались.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 N 550-КЗ) не противоречат ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а также положениям Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.
Разрешая заявленное требование, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемый в части Закон Приморского края издан Законодательным Собранием Приморского края в пределах компетенции и действующему федеральному законодательству не противоречит, заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству абзаца 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзаца 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 N 550-КЗ) удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, что касается оспаривания прокурором абзаца 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края N 206-КЗ, то в этой части суд находит заявление обоснованным.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Поскольку федеральное законодательство сохранило для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме, то ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничило указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца 13 части 5 ст. 14 Закона Приморского края расчет размера денежной выплаты производится индивидуально каждому педагогическому работнику образовательного учреждения исходя из электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, из расчета 0,006 кВт электрической энергии на квадратный метр общей площади жилого помещения в пределах среднего количества световых часов в Приморском крае, равного 142. Следовательно, оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении ставится под условие и обеспечивается частично.
Так как право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
С учетом изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемая норма Закона Приморского края N 206-КЗ в отношении педагогических работников противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность установления не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье с отоплением и освещением.
Суд обоснованно не согласился с доводом представителя Администрации Приморского края в судебном заседании о недостаточном финансировании обеспечения льгот педагогическим работникам на федеральном уровне, поскольку межбюджетные отношения не могут влиять на объем льгот, установленный федеральным законом.
Ссылка представителя Администрации Приморского края на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению суда, основано на неверном токовании норм федерального законодательства, а довод представителя Законодательного Собрания Приморского края о том, что установленный оспариваемым положением порядок предоставления льгот из расчета 6 ватт электроэнергии на каждый квадратный метр площади обусловлен разъяснениями финансового отдела и отделом народного образования Исполкома Приморского краевого совета депутатов трудящихся от 1974 года, не свидетельствует о соответствии нормативного акта федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку нормативный правовой акт Приморского края, отдельные положения которого оспариваются прокурором, издан законодательным органом Приморского края в рамках соответствующих полномочий, был опубликован для всеобщего сведения, в течение определенного времени применялся, вследствие чего заинтересованные лица, права которых были нарушены применением оспариваемого положения, имели возможность на их защиту, суд правильно пришел к выводу о том, что абзац 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 N 550-КЗ) является недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к тем же утверждениям, что и в объяснениях, изложенных в суде 1 инстанции, они были предметом рассмотрения суда и не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 9 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания Приморского края и Администрации Приморского края, а также кассационное представление - без удовлетворения.
Татьяна(4bfc9) 21.12.2010 08:21
Здравствуйте! Очень волнует вопрос: работала психологом в училище которое ликвидировали.Положена ли мне льгота по оплате за коммунальные услуги в течении 6 мес после ликвидации.
валентина(e0312) 25.12.2010 23:46
Здравствуйте! Проработала в сельской школе 35 лет, награждена значком
" Отличник народного просвещения", ветеран труда.Имею ли я право на бесплатную путевку в какой-нибудь санаторий?
наталья (89437) 11.01.2011 13:41
Работаю в сельской школе ,живу в городе.Положина ли льгота на коммунальные услуги.
владимир(280d4) 24.01.2011 06:21
Льготы положены только педагогу который РАБОТАЕТ И ПРОЖИВАЕТ С СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. Допустим , критерии что работает в сельской школе , а прописан в городе и наоборот ----- льготы не положены.
Людмила(acfd2) 24.02.2011 19:08
Работаю учителем в сельской местности, моя дочь студентка очного отделения. Положено ли ей выплата коммунальных?
Вера(182b9) 04.04.2011 21:04
Живу в деревне.Имею печное отопление.Нормы на твёрдое топливо низкие .Очень много нужно документов.Испытываешь унижения,когда собираешь справки о том, что ты приобрёл топливо, а не святым духом топишь печку.Хорошо тем, кто живёт в благоустроенной квартире.Им перечисляют деньги без всяких справок.А чем мы хуже их?Я такой же учитель.Когда же я буду пользоваться льготами без унижения?
Элен(3f80f) 05.04.2011 21:00
В ответ на реплику Владимира. Льготы на коммунальные услуги предоставляются всем учителям сельских школ, прописанным в городе! Проверено. Собираем справки. Московская обл.
Нина(eaba4) 07.04.2011 16:20
Положены ли льготы на коммунальные услуги социальным педагогам городского поселения?
Антонина(3f391) 20.04.2011 17:15
Элен, а куда надо обращаться, чтоб получить льготы, если прописан в городе? Дело в том, что я прописана в городе, а живу и работаю в селе. Хотела сделать временную прописку, чтоб получать льготы, сказали, что временная не пойдет, нужна постоянная.
Уздият(658a1) 09.05.2011 20:01
Я работаю в сельской школе с 2006 года, живу с родителями, мать тоже учительница, имею ли я право на коммунальные услуги?
мария(ee0c4) 10.08.2011 20:30
учитель информатики прораьотал с 1985 года и получил зоболевание щитовидной железы.Это заболевание является полученным па производсте.
Павел(9195a) 14.09.2011 09:28
Проработал учителем и директором в сельской местности более20 лет,сейчас на освобождённоё выборной должности, проживаю там же. Сохраняются ли для меня коммунальные льготы?
Лидия(b3604) 19.09.2011 19:05
Обязаны ли педагоги ставить теплосчетчик?
ольга(b056e) 30.09.2011 15:47
УЧИТЕЛЮ ПЕНСИОНЕРУ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ 240р НА СБЕРКНИЖКУ ЭТО ЗА ТОПЛИВО? ИЛИ ЗА СВЕТ, МНЕ НЕ ПОНЯТНО,ПРЕДОСТАВИВ ТАВАРНУЮ-НАКЛАДНУЮ ЗА ТОПЛИВО ДОЛЖНЫ ЕЕ ОПЛАТИТЬ?
елена(055a1) 28.11.2011 14:39
у меня льгота как у пед работника на отопление но у меня в квартире отопление центральное и газовое за какое мне могут предоставить льготу ?Основное отопление газовое.
Леонид(73320) 14.12.2011 18:15
Добрый день!
Я работаю на селе учителем 25 лет, а прописан в п. городского типа. Как мне положена льгота по оплата жилплощади с отоплением и освещением?
Юлия(73a38) 17.12.2011 20:18
"В ответ на реплику Владимира. Льготы на коммунальные услуги предоставляются всем учителям сельских школ, прописанным в городе! Проверено. Собираем справки. Московская обл."
Элен, пожалуйста, откликнитесь! Где вы нашли такую информацию?
Заранее спасибо!
мика(1af31) 11.01.2012 21:08
Здравствуйте, я учитель физики по образованию,сейчас работаю воспитателем в социально-реабилитационном центре,который находится в сельской местности.Скажите пожалуйста почему нам не выплачивают коммунальные льготы как  учителям, воспитателям детских садов и интернатов нашего района?
Geka   20.01.2012 19:52
Я с семьёй живу в доме свекрови, дом не оформлен, работаю учителем в сельской местности, где и живу, где взять справку о занимаемой площади, или без оформления дома я не могу получить льготу на свет и газ
Инна(57f4a) 14.02.2012 06:56
Элен, скажите, а где вы нашли такую информацию? я тоже работаю в селе Самарской обл., а прописана в городе Самара, мне доказывают, что я не могу пользоваться льготами.
марина(efd75) 09.03.2012 10:20
Здравствуйте.В январе этого года прописалась в квартире.Я педагог сельской местности.Хотела сразу же подать заявление на льготу по жкх,но мне в подаче заявления отказали,мотивируя тем что опоздала,прием заявления типа закончен.Велели придти лишь в ноябре этого года.Правомерен ли отказ. На какие документы я могу ссылаться если они не правы.Спасибо.
наталья(1a583) 02.05.2012 18:00
я проработала в сельской школе 9 лет. Ее закрыли и я поступила работать в отдел культуры. там проработала 1 год затем снова поступила на работу в школу соседнего села. я получала коммунальные услуги но не перевелась из культуры в школу и теперь с меня удерживают за проработанный мною год в школе коммунальные услуги объясняя тем ,что я не подала вовремя заявление о поступлении на новую работу. объясните мне в праве ли они это сделать. веть я же работала в школе и должна их получать.
Ольга(6950a) 13.09.2012 11:43
Здравствуйте! Я работаю в Московской области, и проживаю в ощежитии. Но постоянная прописка в Ульяновской Области, могу ли я использовать свои льготы по месту прописки.
марем(cec2b) 18.10.2012 15:49
Я ТОЖЕ РАБОТАЮ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ учительницей но живу в городе.На какие льготы я имею права?
закир(f2c20) 25.12.2012 19:08
Проработал в сельской школе 15 лет, получаю пенсию по выслуге. В 58 лет был вынужден уйти с работы. Имею ли я право на оплату коммунальных услуг?
марина(30952) 11.01.2013 19:52
Проработала учителем в сельской местности 19 лет, сейчас не работаю по сокращению. Школу закрыли. Проживаю там же. Сохраняются ли для меня коммунальные льготы?
Светлана(c6286) 15.01.2013 14:28
Учитель в селькой местности снимает жилье.С хозяином квартиры составлен договор найма жилого помещения.Как правильно документально оформить возмещение учbтелю 
расходов связанных с оплатой сьемного жилья.
Гульнур(ef9c0) 22.01.2013 11:23
стаж педагогической работы 19 лет имею ли право льготу на коммунальные услуги еслиуволилась по собственному желанию
Сергей(8083d) 26.01.2013 03:56
Я работаю в сельском клубе художественным руководителем. Положены ли мне льготы по оплате коммунальных услуг?
Александр(aa327) 15.03.2013 17:33
Подскажите.Работаю учителем в сельской местности с 2011 года.Узнал о льготах,только сейчас (прошло 1,5 года)!!!Могу ли я претендовать на компенсацию выплаты за данный период времени?
Татьяна(419b1) 19.04.2013 14:54
проработала учителем 25 лет, теперь не работаю, положены мне льготы на коммунальные или нет?
зурида(91053) 23.04.2013 22:29
Где можно найти приказ о том, что учитель работающий на селе, но проживающий в городе может получать выплату на коммунальные услуги. Говорят есть такой приказ
Ольга(333c9) 08.07.2013 20:03
слышала, что льготы на свет и газ положены работникам образования. полагаются ли такие льготы тех.персоналу в музыкальной школе? (сельская местность, 15 лет работы в музыкальной школе)
евгения(7d856) 17.07.2013 12:36
я работаю в школе с 01.12.2012 психологом на пол ставки в образовательной школе ростовской области скажите мне положена льгота как учителю или соц. работнику
Людмила(56d0d) 27.08.2013 15:47
Раньше я работала в сельской школе и мне оплачивались коммунальные услуги по месту прописки. Теперь я устроилась на работу в город. В городе такого нет??? Я думала, что у учителей везде есть льготы....
Марина(4457b) 18.11.2013 11:31
Работаю преподавателем в аграрном техникуме в сельской местности, сама местная, но снимаю жилье.могу ли я воспользоваться какими-либо льготами? например оплата топлива (уголь, дрова)?или электроэнергии? если да, то что для этого мне нужно сделать? подскажите пожалуйста...
ПАТИМАТ(9903a) 15.03.2014 21:22
ЗДРАВСТВУЙТЕ  я работаю в сельской школе должны ли мне платить за коммунальные услуги
патимат(9903a) 15.03.2014 21:32
 Через сколько смогу я получить ответ на этот вопрос  ... 

и какие документы я должна собрать

заранее спасибо
Наталья(fdf08) 27.03.2014 21:26
Я работаю в средней школе, которая находится в посёлке городского типа им. К. Либкнехта, Курчатовского Курской обл. Живу в г. Курчатове, По семейным обстоятельствам сейчас живу в посёлке Иванино Курчатовского района. Если я временно пропишусь в  посёлке Иванино, смогу ли я пользоваться льготой на оплату коммунальных услуг? Директор не знает, сказала, что об этом знает экономист. Была в РОНО, экономист сказала, что не знает, а искать документы ей некогда, и так много работы... Очень жду ответа на свой вопрос.
Евгений(ac73a) 28.05.2014 07:34
Доброго дня! А у кого больше преимущества получить квартиру у педагога со стажем работы 18 лет и имея на иждивении двоих детей и у секретаря школы не имея педагогического образования?
Add comment
Ваше имя:  
Код безопасности
Введите код безопасности
Ваш комментарий:

Если Вы зарегистрируетесь, то сможете получать новые комментарии по e-mail.