Автор: Зайцева Г.Г., редактор журнала

Журнал "Руководитель автономного учреждения" № 2/2020

Автономные учреждения не первый год размещают свои документы автономного учреждения на официальном сайте bus.gov.ru и знают, что основное требование законодателя касается своевременности публикации этих документов. Но не так давно стал актуальным другой вопрос: кто же должен публиковать сведения на официальном портале – учреждение или орган-учредитель?

Нормы о раскрытии информации учредителем.

В силу ч. 3.3 – 3.5 ст. 32 Закона № 7-ФЗ[1] государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) должны публиковать на официальном сайте bus.gov.ru следующие документы автономного учреждения (если те не содержат сведений, составляющих гостайну):

  • устав, в том числе внесенные в него изменения;

  • свидетельство о государственной регистрации учреждения;

  • решение учредителя о создании учреждения;

  • решение учредителя о назначении руководителя учреждения;

  • положения о филиалах, представительствах;

  • план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД);

  • годовую бухгалтерскую отчетность;

  • сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

  • государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

  • отчет о результатах деятельности и использовании закрепленного имущества;

  • решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов наблюдательного совета АУ или досрочном прекращении их полномочий.

При этом с начала 2018 года действует норма: документы автономных учреждений должен публиковать орган-учредитель. Если же они содержатся в федеральных информационных системах или подлежат включению в государственные и (или) муниципальные информационные системы, размещение на bus.gov.ru происходит автоматически – посредством взаимодействия информационных систем.

Впрочем, от идеи раскрытия сведений самими учреждениями законодатели не полностью отказались. Органы-учредители получили право передать подведомственным учреждениям полномочие по размещению перечисленных документов – для этого надо издать правовой акт соответствующего содержания. За прошедшие два года часть органов власти воспользовались данным правом. Вот несколько примеров.

Часть 3.5 ст. 32 Закона № 7-ФЗ

¯

¯

¯

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

¯

¯

¯

Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2018 № 117

Приказ комитета государственного заказа Ленинградской области от 03.12.2019 № 19-п

Постановление администрации г. Сарова Нижегородской области от 20.12.2017 № 4116

Некоторые органы-учредители не только передали полномочие по публикации документов, но и контролируют реализацию данного полномочия. В частности, министерство социальной политики Нижегородской области[2] установило персональную ответственность руководителей учреждений за своевременное размещение сведений на официальном сайте. А министерство физкультуры и спорта Московской области[3] предусмотрело привлечение руководителей подведомственных учреждений к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение данной обязанности.

Контролирует размещение информации на bus.gov.ru и Счетная палата. Но если раньше аудиторы делали замечания федеральным учреждениям за допущенные ими нарушения (см., например, Представление Счетной палаты РФ от 30.05.2018 № ПР 02-175/02/1-02), теперь требование об обеспечении информационной открытости адресовано учредителям. В частности, один из них не опубликовал планы ФХД подведомственных ФАУ, приказ об утверждении в должности ректора, а другой разместил с опозданием ряд документов учреждения – план ФХД, отчет о результатах деятельности, бухгалтерскую отчетность (представления Счетной палаты РФ от 31.05.2019 № ПР 10-139/10-02 и от 06.06.2019 № ПР 04-162/04-03).

Нормы о раскрытии информации учреждением и размещении на bus.gov.ru.

При издании органом-учредителем правового акта, передающего полномочие по публикации документов, у подведомственных учреждений есть все основания это делать, но при отсутствии такого акта возникает противоречивая ситуация: федеральное законодательство требует одного, а учредитель устанавливает другое.

Выборочный анализ показывает, что часть органов-учредителей и не передали рассматриваемые полномочия, и не скорректировали свою нормативную базу, где прямо указывается на обязанность учреждений по размещению документов на официальном сайте. База эта может содержать разрозненные нормативные акты, регулирующие разные стороны деятельности подведомственных учреждений и устанавливающие названную обязанность в отношении конкретных документов. Причем многие из актов утверждены либо изменены уже после января 2018 года, когда начали действовать поправки Закона № 7-ФЗ.

При издании органом-учредителем правового акта, передающего полномочие по публикации документов, у учреждений есть все основания это делать, а при отсутствии такого акта возникает противоречивая ситуация.

В частности, в Нижнем Новгороде[4] обязанность учреждений размещать муниципальное задание и отчет о его выполнении на сайте bus.gov.ru установлена в порядке формирования и финансового обеспечения задания. Минкультуры Московской области[5] определило, что его учреждения осуществляют размещение на bus.gov.ru отчетов о результатах деятельности и использовании имущества. А минобразования Иркутской области[6] установило то же самое в отношении планов ФХД.

Своевременность и полнота размещения документов на официальном сайте даже включаются в число показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей. Такой критерий оценки предусмотрели, например, Минспорт РФ[7] и комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга[8]. Иногда этот показатель используется даже для депремирования руководителей учреждений.

Наконец, об обязанности учреждений раскрывать свои документы говорится и на федеральном уровне – в Порядке № 86н[9]. Его положениями регулируются действия учреждения по самостоятельному формированию и предоставлению через официальный сайт необходимой информации.

Размещение информации на bus.gov.ru. Как поступить учреждению?

В начале года у учреждений (в том числе автономных) появляется много документов, которые в силу ч. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и п. 6 Порядка № 86н должны быть размещены на bus.gov.ru. Это плановые документы на текущий год, отчетность за прошлый год, а иногда и документы, вносящие поправки в акты, не требующие ежегодного утверждения (к примеру, об изменении состава наблюдательного совета АУ, назначении нового руководителя). Размещать нужно электронные копии документов, а также структурированную информацию об учреждении. Срок публикации – в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения в них изменений (п. 15 Порядка № 86н).

Между тем обязательство по обеспечению открытости и доступности информации о деятельности учреждений закреплено за их органами-учредителями. Об этом напомнил Минфин в Письме от 19.12.2018 № 12-08-05/92553. И если Федеральное казначейство, в обязанности которого входит ведение сайта bus.gov.ru, потребует от автономного учреждения представить информацию для размещения, это требование будет правомерно лишь при условии, что АУ уполномочено своим учредителем на публикацию сведений.

В ситуации же, когда орган-учредитель не передал соответствующее полномочие, но требует от подведомственных учреждений обеспечивать информационную открытость документов, целесообразно следовать указаниям учредителя. Учреждение обязано руководствоваться изданными им нормативными актами (порядками формирования и финансового обеспечения задания, составления и утверждения плана ФХД, установленными показателями эффективности и т. п.), а неприведение этих актов в соответствие федеральному законодательству – это уже зона ответственности учредителя.

Вместе с тем нелишне проинформировать орган власти о правовой двойственности ситуации. Устранить такую двойственность может только сам учредитель – либо передав учреждениям полномочие на публикацию сведений посредством принятия отдельного акта, либо скорректировав свои действующие нормативные акты и начав собственными силами исполнять данную обязанность.


[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 08.11.2018 № Сл-318-23881/18 «О передаче министерством социальной политики Нижегородской области права по размещению на официальном сайте, предназначенном для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, документов, указанных в пункте 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[3] Приказ министра физической культуры и спорта Московской области от 09.08.2018 № 22-126-П «О размещении информации о государственных учреждениях Московской области, подведомственных Министерству физической культуры и спорта Московской области».

[4] Постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 20.01.2016 № 119 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания».

[5] Распоряжение минкультуры Московской области от 04.05.2016 № 15РВ-153 «Об утверждении Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного учреждения, подведомственного Министерству культуры Московской области, и об использовании закрепленного за ним государственного имущества».

[6] Приказ министерства образования Иркутской области от 25.11.2019 № 83-мпр «Об утверждении Порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений Иркутской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования Иркутской области».

[7] Приказ Минспорта РФ от 25.01.2018 № 60 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации, и работы их руководителей».

[8] Распоряжение комитета по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга от 05.07.2019 № 1996-р «Об утверждении примерных показателей эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга».

[9] Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н.