Карина Кассис, Synerdocs
В начале года стало известно, что Минэкономразвития России работает над законопроектом, который призван отменить печати коммерческих организаций. Направить изменения на рассмотрение в Правительство РФ планируется в декабре 2014 года. И тут общественность заволновалась. Неужели такой незаменимый атрибут бумажного документа, как печать, придется оставить в прошлом?! Как верить документам, на которых нет этого самого заветного «синего круглого штампа»? Давайте разбираться.
Заменит ли электронная подпись печать?
Предполагаю, что нет. И говорить, что от отмены печатей выиграют только поставщики электронной подписи не совсем правильно. Все мы знаем, что печать организации используется для удостоверения бумажных документов. К документам без штампа мы мгновенно теряем доверие. Отмена его заставляет бизнес искать новые средства защиты бумажных документов либо переходить на электронный документооборот, и тогда для защиты информации использовать электронную подпись. Так ли это на самом деле? Давайте обратим внимание на цели законопроекта.
Цели законопроекта
По словам пресс-секретаря Министра экономразвития Елены Лашкиной: «Цель отказа от печатей – поднять Россию в рейтинге Doing Business от Всемирного банка». Задача войти в двадцатку рейтинга к 2018 году, была поставлена президентом РФ Владимиром Путиным еще в мае 2013 года. Сегодня Российская Федерация занимает лишь 92-е место из 189.
Примечание: рейтинг Doing Business позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 189 странах, а также в отдельных городах стран-участниц. Поднятие в рейтинге будет свидетельствовать о том, что в России созданы благоприятные условия для ведения бизнеса.
В процессе государственной регистрации юридического лица одним из этапов является изготовление печати, содержащей полное фирменное наименование компании на русском языке и указание на место нахождения общества. Специалисты Министерства считают, что отмена печатей позволит сократить процедуру регистрации на день, а ее стоимость на 900 рублей, что упростит регистрацию юридических лиц и поднимет страну в рейтинге на несколько позиций.
Обращаем внимание, что в рамках данного законопроекта обсуждается регистрация только коммерческих организаций. Печати некоммерческих организаций (НКО) будут обсуждаться отдельно.
Таким образом, государство никоим образом не заставляет менять привычные рабочие процессы. Отбирать печати у компании, которые уже зарегистрированы, никто не собирается. Только если они сами от них не откажутся.
Будущее печатей
Выходит, отмена печати затронет лишь процедуру регистрации организаций – сократит сроки и затраты. После регистрации, компания, работающая с бумагой все равно будет вынуждена получить печать для заверения документов. Вместе с тем, инициаторы нововведений отмечают, что институт «круглой печати» морально устарел, и его следует заменить более современными способами идентификации (специальными бланками компаний, голографическими печатями и т. п.), используемыми на добровольной основе.
Согласитесь, печать давно перестала гарантировать подлинность документа. Это всего-навсего наши привычки, от которых порой так сложно избавиться.
В целом, никаких кардинальных изменений не предвидится. Законопроект не содержит запретов на использование печатей в бумажном документообороте. Кому удобно с ней работать – продолжат это делать. Приобретать сертификат электронной подписи по причине безвыходности, тоже не придется. Очевидно, законопроект не направлен на осуществление перехода бизнеса на ЭДО. Кто выиграет в результате проведения реформы? Полагаю, государство, которое так стремится подняться в мировых рейтингах.
Не думая, хочется сказать: Как без печати-то! С ума посходили!!! Однако поразмыслив приходишь к выводу что это действительно морально устаревшая опция. Печать потерять проще, получается подпись ответственного лица или представителя намного защищеннее печати которую может шлепнуть любой оказавшийся с ней рядом... В топку печати!!! )
Мы уже как-то обсуждали на сайте этот момент. Есть у печатей и положительный момент: раздобыть печать трудней , чем просто подпись-закорючку черкнуть; больше улик остается в процессе изготовления печати (нужно пойти, заказать). Соответственно, даже психологически трудней липу стряпать, когда еще печать нужна.
а почерковедческая экспертиза в суде стоит от 15 000 рублей, я думаю лучше печати все таки заказывать чем потом в суде доказывать что документ подписал директор а не другой человек
Сделать любую печать можно в любой палатке за 10 минут...Никто даже паспорта не спросит, не то что организационные документы.
Подпись поставить сложно - во-первых, это не каждый может, во-вторых можно экспертизу.
А узнать где была сделана печать невозможно в принципе
Любопытно. И весь этот сыр-бор чтоб ускорить на сутки процедуру регистрации? Сомневаюсь. Ибо печать всегда делали за 1 час, без проблем. Наверняка где-то подвох. Сдается мне, что мы окажемся крайними и увеличим процесс доказательств подлинности документов при налоговых проверках, которые будут чаще проводиться и больше сомневаться ))) И все компании будут сомнительными по умолчанию )))
Поражаюсь с каждым годом больше и больше, открывать фирму якобы проще, но фона ведения бизнеса так и не создали ни разу. Всё усложняют. Наверное чтоб больше претензий можно было выставить потом.